2020 год. Первый в истории храм-юрта — следующий этап: храм на курьих ножках

на фото: два деревянных идола перед «храмом»

11 июля 2020 г. в Кызыльской епархии состоялось значимое и радостное событие — освящение храма в честь Богоявления Господня. Новый храм расположен в тувинском посёлке Терлиг – Хая, его особенностью является то, что это храм – юрта. Подобный храм возведён в Республике впервые, — сообщает пресс-служба Кызыльской епархии.

Необычный храм, очень уютный и светлый внутри (!!!), стал настоящим украшением посёлка. Для местных жителей появление православного храма – особенно радостное и долгожданное событие, т.к. ранее чтобы посетить богослужение, верующим приходилось отправляться в столицу республики, преодолевая путь длинною в 80 км.

юрта7

юрта4

на фото: на престоле «ничего лишнего», за исключением архиерейской  митры, иконостас в юрте отсутствует

Чин освящения храма и первую Божественную Литургию в нём совершил архиепископ Корейский Феофан, временно управляющий Кызыльской епархией. Правящему архиерею сослужил священник Вивиан Тасханов и другие клирики епархии.

юрта3

Богослужение было совершено на тувинском языке.

юрта6

По окончании Литургии Преосвященный владыка Феофан поздравил прихожан и всех присутствующих с открытием первого храма — юрты, а также сердечно поблагодарил всех, кто принимал участие в возведении необычного храма и жертвовал средства на это благое дело.

юрта5

Затем все собрались за праздничной трапезой.

P.S. Судя по епархиальному фотоотчету храм-юрту освящали «поскору», т.е. по чину освящения часовни.


Понравилась статья? Поддержи редакцию: Яндекс-кошелек: 410011201452657 (ссылка для перевода с карты или телефона) WEBMONEY: — R338898210668  Z104647489717 

Подписывайтесь на Телеграм-канал @vseeresi Вступайте в группу ВКонтакте — https://vk.com/clubvseeresi Ютуб-канал — https://www.youtube.com/c/MaximussNeizvestniy

4 comments

  1. Первым христианским храмом стала обычная горница, или, иначе, светлица — чистая, светлая, парадная комната, эквивалент которой есть у любого из народов. Гораздо более вопросов возникает к главному храму ВС РФ, символика которого — вопреки традиционно-православному храмовому символизму (храм — земное небо!), — обращена к земным, мало того, — военным реалиям! Особо «умиляет» обоснование количества свай под храмом, достойное выводов нумерологической магии: «В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Сумма цифр 4+3+5 равняется числу 12, что соответствует числу апостолов» Вот, оказывается что означает данное число свай — число апостолов! Цвету экстерьера и интерьеров храма далеко до светлого! Он напоминает позеленевшую от времени бронзу мемориальных монументов (из откровений создателей), а иначе — ржавчину меди! Храм цвета ржавчины — очень символично! «Христос» же, размещенный в апсиде храма, только вблизи и то очень отдаленно напоминает Спасителя! На бОльшем же удалении воображение зрителя невольно рисует какого-то огненного демона (прости, Господи!), выходящего из темно-ультрамариновой (воздушной, где бесам и полагается быть) бездны! Кстати, данное изображение попирает более половины 17-ти известных канонических принципов написания икон (https://zen.yandex.ru/media/id/5d7d126eecfb8000ad39716a/17-principov-napisaniia-ikon-kotorye-vas-udiviat-5df51b4a04af1f00b2d5ceb7) Чего удивляться, если это «сваял» язычник-ламаист! В общем понятно, что вояки, благодаря известному количеству «складок от фуражки», сотворили то, что хотели сотворить, но где при этом была РПЦ МП? Вопрос…Очень ждал на «Все ереси» материала на данную тему, но — не дождался. Видно далеко не «все ереси» может (или хочет) видеть со своего рабочего места редактор сайта! А не дающая покоя совесть, обрушилась на безобидную и, разумеется, временную часовню в юрте — этой традиционной и дорогой для жителей Тывы горнице!

    Нравится

    1. Ниже привожу ссылки на статьи про ГХ ВС РФ, причем с Вашими же комментариями. https://vseeresi.com/2020/05/06/2020-%d0%b3%d0%be%d0%b4-%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b4%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%b2%d1%8b-%d0%b2-%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%bc-%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc/ или https://vseeresi.com/2019/08/21/2019-%d0%b3%d0%be%d0%b4-%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%bc-%d0%b2-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5/ А это маленький ликбез про «тувинскую горницу»: Внутреннее убранство юрты у тувинцев глубоко символично и отвечает представлениям кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену семьи, каждому гостю в юрте соответствует своё, определенное место, предписанное древними правилами.

      Кочевой быт был строго регламентирован, рационален, а вещи были многофункциональны. Традиции установки юрты, размещение в ней вещей, порядок расположения людей в юрте – все подчинялось принципам самоорганизации.

      Пространство юрты условно поделено между животными 12-летнего цикла. В центре юрты под «хараача», т.е. под «небом», находится очаг, подобно солнцу. Вокруг него вращается жизнь. Огонь – частица солнца, от него свет, тепло, жизнь. Тувинцы почитали огонь как один из первоэлементов бытия: «от – чаяакчы» – огонь – творец.

      Самая удаленная от двери точка – дөр. Там стоят расписные сундуки – аптара, некоторые по форме напоминают маленький комод. Это «место мыши», согласно «животному» циклу. Она собирает и охраняет богатство семьи: серебро, золото, украшения, обереги, нарядную одежду, ткани, священные книги. Место перед сундуками – самое почетное. Сюда приглашают уважаемого человека по возрасту, по статусу, по благородству, в соответствии с «законом уважения к старшему».

      Приглашенный на дор садится на «олбук» – маленький коврик в позе «баскактанып» – подогнув под себя скрещенные ноги с приподнятыми немного коленями. В такой позе сидят только мужчины зрелого и солидного возраста и значительного статуса в обществе. Благородный человек благотворно влияет на других, приносит в юрту согласие, благополучие и удачу.

      Между сундуками и изголовьем кровати «место коровы» – это символ благополучия. Здесь садится хозяин юрты. Он – главный работник, кормилец, ответственен за настоящее и будущее семьи, ведь род ведется по линии отца.

      Рядом с отцом сидят сыновья. Это «тигры» – защитники чести и достоинства семьи, продолжатели рода. Они должны быть сильными, смелыми, независимыми как тигр. Им с детства выдается аванс доверия через закон уважения к мужчине. В присутствии людей более уважаемых отец и сын сидят в позе «сөгедектей», правая нога подогнута под себя, левая ставится на пол согнутой в колене.

      Середину кровати занимает «заяц», а перед кроватью сидят хозяйка юрты и ее дочери. Они должны сидеть в позе «сөгедектей» – только левую ногу под себя, правая нога согнута под углом, ступня на полу. Так легче было вставать, обслуживать гостей, мужа, отдавать распоряжения по хозяйству. Мать должна быть чуткой как заяц, глаза и уши всегда должны быть настороже. Она должна видеть, слушать и слышать, чувствовать и контролировать душевное состояние и поведение членов семьи. Должна быть кроткой и пугливой как заяц. И в таком же духе должна воспитывать своих дочерей.

      Между кроватью и буфетом – «үлгүүр» стоит полка, куда ставят воду в деревянной посуде, медный чайник, глиняную посуду. Это место «дракона» – улу. Это небесное существо, олицетворяющее воздух. Кроме огня здесь находятся все первоэлементы: воздух, дерево, вода, земля, металл. Здесь сидят женщины – существа, дающие жизнь.

      Под буфетом лежит «змея». Перед буфетом место приживалки, рабыни, служанки. Она коварна, как змея, у нее ядовитый язык, она завистлива и зла. Считали, что «сердце матери полно сострадания», а не рожавшая женщина не может быть эмпатичной, она не умеет сопереживать. Таких женщин остерегались. С ними нельзя враждовать, но и доверять тоже нежелательно.

      Дверь – «место лошади», она символ движения, перед дверью никому сидеть нельзя.

      Слева от двери – «место овцы». Зимой к решетке стены на этом месте привязывают молодняк скота, летом на стену подвешивают сырое мясо, которое покрывается пленкой и дольше сохраняется в свежем виде. Это место слуг, рабов, бродяг. Это сытное место. Каждого здесь обогреют, обласкают.

      На ветвистом суку висят арканы, уздечки, ремни – это символ дерева. На нем сидит «обезьяна» – мечи. Из всех животных 12-летнего цикла –это самое разумное существо. Но оно проказливо, непредсказуемо, любит внешний блеск, не замечает причинно-следственных связей, живет больше эмоциями. Это место занимает молодежь. 12 – летний ребенок должен уметь чутьем угадывать нужную форму поведения, он должен усвоить нормы и традиции общества и использовать их в повседневной жизни. «Аът болуру – кулунундан, кижи болуру – чажындан» (Коня видно в возрасте жеребенка, человека – с детства).

      На большие кожаные сумы – барба убирают матрацы – «кудус», одеяла – «чоорган». По аналогии с навьюченным волом, это сооружение называют «чүък» – вьюком. В барба хранится тараа – просо, арбай – ячмень, далган – мука, одежда по сезону и другие вещи. На вьюке живет «курица» – ранняя птица. Она не дает долго спать, требует, чтобы скорее убирали постельные принадлежности.

      Вьюк охраняет «собака» – верный помощник и спутник человека.

      Между вьюком и сундуками «место кабана» – хаван. Это трудолюбивое, неутомимое животное, символ сытости, здоровья, бодрости.
      Вдоль вьюка до сундуков сидят почетные гости мужского пола в соответствии с возрастом и статусом.

      Тувинская пословица гласит: «У недалекого человека глаза устремлены на дөр». Человек должен быть самодостаточным, объективно оценивать свои достоинства, недостатки, возможности, потребности.

      «Ум народа ясен, как утренняя звезда».Народ по достоинству оценит каждого и каждому определит место в обществе.

      «Чаан оглу-даа түлээр, хаан оглу-даа түрээр» –
      (И слоненок линяет, и ханский сынможет впасть в нужду).

      И сирота может стать достойным человеком, и у благородных родителей могут вырасти непутевые дети. Всему своё время, жизнь всех рассадит по своим местам.

      О.М. Дамчай, Е.С. Уйнук-оол Культура традиционной тувинской семьи – Кызыл, 2014 – С.77-80

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.