2019 год. Проклятие фрески «Страшного Суда»

В ночь с 27 на 28 апреля 2019 года архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил Пасхальное богослужение в Преображенском соборе города Якутска.

фрески

Песнопения исполняли два хора — соборный под управлением Екатерины Павловой и Епархиальных певческих курсов под управлением Галины Зародниной.

фрески2

Богослужения совершались на церковнославянском и якутском языках, а пасхальное Евангелие «В Начале было Слово», читалось на двадцати пяти языках: церковнославянский, якутский, английский, арабский, армянский, греческий, долганский, иврит, испанский, итальянский, латынь, литовский, молдавский, немецкий, осетинский, русский, сербский, суахили, тамильский, украинский, французский, цыганский, чукотский, эвенкийский, эрзянский, — сообщает пресс-служба Якутской и Ленской епархии.

На фотографиях с модернистского богослужения мы видим, что к чтению Слова Божия в храме, вопреки церковным правилам и традиции, были допущены миряне, в том числе простоволосые женщины, и с большой долей вероятности иноверцы, некоторые из которых специально прибыли на службу в национальных костюмах.

Другой особенностью «Якутской Пасхи», как впрочем и остальных богослужений в данном храме, стал вполне соответствующий  экуменическому действу интерьер в виде «Страшного суда».

фрески5

 Вот так выглядят «фрески» в Преображенском соборе Якутска. В центре картины «Страшный суд» её автор художник Павел Рыженко изобразил самого себя. В композицию модернисткой картины также вошли такие элементы, как американская статуя «Свободы», матрос с «Курска», солдат Женя Родионов, которого (по мнению Рыженко) «почитают представители разных религиозных конфессий», и другие изображения, неуместные в храмовом пространстве ни с точки зрения церковных канонов, ни в плане соответствия иконописным образам.

фрески6

Ниже предлагаем интервью с автором картины, в котором Павел Викторович (ныне покойный!!!) признается, что писал фреску для храма «по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы» (ныне также покойного!!!).

— Павел Викторович, почему вы решили обратиться к теме, художественное воплощение которой — высочайшая ответственность мастера, берущегося за осмысление основного библейского постулата — неизбежности для человечества Страшного суда?

  — На самом деле это была фреска для Кафедрального собора в Якутии. Она была исполнена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Он попросил меня не просто расписать стену храма в православных традициях живописи XIV-XV веков, но, отталкиваясь от видения Страшного суда русским художником Васнецовым, развить эту тему. Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. У меня была другая задача. Чтобы человек сам на себя посмотрел со стороны. Молодое поколение сейчас живет в сложном сплетении виртуального и реального миров. Но невозможно прожить жизнь без осознания ее духовной составляющей. И я представил, что уже прозвучала труба архангела. Я открываю глаза. Что я вижу? Именно как бы в реальности, ведь мы будем воскрешены в физическом теле. И я попробовал изобразить происходящее в трехмерном пространстве. Небо настоящее. И вдруг на этом небе — ангелы. На обыкновенном небе, которое мы видим каждый день. Оно похоже на обычное — и не похоже уже.

Я потому изобразил самого себя в центре, чтобы каждый мог поставить себя на это место.

Я не Бог: Господь надо мною принимает чашу с кровью, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Я — человек, со всеми своими грехами, который должен понять сам, где его место — в аду или раю, как он оценивает свое место на высшем чистилище (!!!). Только в православной культуре, которой живо веками наше Отечество, есть понятие Страшного суда. Мир страшен своими неправедными законами, далекими от исконных заповедей справедливости. Но ведь есть вера в истинное и мерило Высшего Суда. У человечества нет однозначного понимания греха и правды. Зато есть понятия защиты частной собственности, мнений и т.п. условностей. Мы теряем соль, превращая ее в песок. Мы не нефтью богаты или углем перед Спасителем, а лишь хранением Божьей истины, которая перешла людям в первозданном виде от апостолов. Будет понятие православной Веры — будет и что защищать в самом высоком смысле этого слова. Но именно Христос проливал кровь свою за человечество. И это ставит православие на космическую высоту осознания мироздания.

— Что же в вашем представлении есть ад или рай? Каков общий сюжет вашей картины?

  — На картине рай условно справа. Это Восток. Ад — слева, как образ Запада, с его поистине двойной моралью. С правой стороны у меня на холм взбирается как бы сама Русь, с ее мучениками. Я показал там и реальные личности — например, Дмитрия Донского, Преподобного Серафима. Там есть матрос с «Курска», простой парень, который мог и выпить, сквернословить, но в момент познания истины ценой своей жизни земной остановил реактор. Это обобщенный образ простого человека, который, когда надо, грудью закроет ближнего своего. Поэтому на картине можно увидеть воинов, проливших кровь за Веру, за возможность нашу жить в Отечестве, любить, строить, продолжать жизнь. Там есть и герой нашего времени — солдат Женя Родионов, которого почитают представители разных религиозных конфессий. Он не просто отказался снять православный крест. Он его поныне достойно несет за всех нас. Моя цель и была показать, как человек САМ СЕБЯ взвешивает на небесных весах. Это шествие к престолу Господню и некое понятие крестного хода. Сейчас приходит осознание необходимости таких вот шествий в действительности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2007 года началась Международная духовно-просветительская программа «Под звездою Богородицы», посвященная историческому событию — восстановлению единства Русской Православной Церкви.

— Такое резкое деление: Восток — рай, Запад — ад. С чем это связано? И почему на стороне ада — известная статуя Свободы?

  — Грешники есть везде. Кристально чистых людей нет вообще. Но нельзя размывать понятия Добра и Зла. Иметь массу оправданий греха, даже если человек совершает зло. Я даже не говорю о мировых масштабах — как войны, например. Он просто бросает жену с тремя детьми на произвол судьбы. И его оправдывают некими особыми обстоятельствами. Мол, он встретил свою настоящую любовь. Или чем-то подобным. Но ведь зло уже есть. Духовно-нравственная беда в том, что на одно событие люди имеют порой по 20-30 мнений. А значит, на самом деле не имеют ни одного. Но есть же Крест с евангельскими заповедями. И по нему сверяйте и оценивайте свои поступки. Меня одна верующая женщина спросила, почему на картине у ангелов такой строгий взгляд. А он сейчас не может быть иным. Сейчас в мире, в России царит некое благостное затишье. Но это — как перед бурей. Уже сейчас вырывается на улицы городов неуправляемая агрессия. Когда нет единого стержня, рушится конструкция мироздания. Поэтому там, где ад, у меня и высится статуя Свободы с ее лицемерием и вседозволенностью. От чего люди должны быть свободны? Для чего? И падают, уходят в ад, тщетно цепляясь за землю, те, кто решил: ЛЮБОЙ поступок можно оправдать, подвести под него оправдательный закон. Значит, пришло время остановиться и оглядеться: куда идем? Судьба грешника — в руках архангела, который еще не положил на чашу весов свой последний свиток.


P.S. Епископ Якутский и Ленский Зосима — скоропостижно скончался от сердечного приступа в 2010 году в возрасте 46 лет (похоронен за алтарем собора).

Автор картины «Страшный Суд» Павел Рыженко — скоропостижно скончался от инсульта в 2014 году в возрасте 44 лет. 

Реставрация Преображенской церкви проходила по проекту чешского архитектора католика Романа Маха. Роман был заядлым путешественником, был влюблен в Якутию, приезжал в Якутию восемь раз, но летом 2012 года он трагически погиб на речке Кюбяма в возрасте 52 лет.

Кто следующий?


Понравилась статья? Поддержи редакцию:
MasterCard 5106 2110 4346 4549
Яндекс-кошелек: 410011201452657
WEBMONEY: — R338898210668
            Z104647489717
PayPal

One comment

  1. Христос воскресе, братья и сестры! Воистину воскресе Христос!

    /Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. У меня была другая задача/

    Ну и выставлял бы свою «другую» задачу на полотне размером с «Заседании Государственной Думы» И. Репина где-нибудь в художественной галерее! Чего в храм то лезть? Ах да, «благословили»… Вчера был только разговор на несколько похожую тему. Мужчина, не имея благословения на стихарь (т.е. он, минимум, должен быть посвященным церковнослужителем-чтецом), пономарит в сельском храме (а сколько таких — почти В КАЖДОМ ВТОРОМ, если не чаще!). Спрашиваю: Вы сами-то понимаете, что нарушаете каноны Церкви. Он, разумеется, отвечает: благословили… Отвечать, — говорю, — будете за себя. Похоже, задумался.

    Беда у нас с этими «автоматическими благословителями»!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.