На заседании Священного Синода, состоявшемся 14 июля в Екатеринбурге, ректором СПбДА, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский назначен 33-летний епископ Люберецкий Серафим, освободив должность председателя Синодального отдела по делам молодежи РПЦ МП.

Недавно мы рассказывали о самом молодом в современной истории Церкви семинаристе, теперь пришло время поведать о самом молодом в новейшей истории кандидате богословия.

Итак, основные вехи духовного пути новоиспеченного ректора духовной академии:

в 19 лет — окончил Смоленскую семинарию экстерном за 2 года

в 21 год — окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, назначен секретарем Смоленской епархии и преподавателем Смоленской духовной семинарии.

в 23 года — монах, иеродиакон, иеромонах, настоятель храма

в 25 лет — кандидат исторических наук

в 29 лет — ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии

в 32 года — доктор теологии, епископ, член Высшего Церковного Совета и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи РПЦ МП.

в 33 года — ректор Санкт-Петербургских духовных школ

 

О подробности головокружительной карьеры мы прочитали на страницах издательства «АиФ-Смоленск», которое в 2012 году разместило интервью с будущим епископом:

амельченко

Кандидат богословия 

Михаил Ефимкин, «АиФ-Смоленск»: Отец Серафим, Вы стали самым молодым кандидатом богословия и секретарем епархиального управления. Как вам удалось добиться таких успехов?

Отец Серафим (Амельченков): Всем положительным и успешным, что было и есть в моем жизненном развитии, я, прежде всего, обязан Богу, особую заботу Которого я всегда чувствовал и чувствую. Наверное, в послереволюционной истории России я действительно стал самым молодым кандидатом богословия, потому что диссертацию защитил, когда мне был всего 21 год. В неполные 22 года меня назначили секретарем Смоленской епархии.

В своей жизни я ничего не делал самовольно. С самого детства я был религиозным человеком, воспитывался в церковной среде под непосредственным руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который вел меня по жизни и указывал ту дорогу, какой мне следует идти. Еще в школьные годы, в восьмом или девятом классе, в одной из серьезных бесед, каких с владыкой Кириллом у нас было много, он сказал о том, что нужно мне делать и к чему стремиться. Прежде всего, я должен был успешно закончить школу и поступить в духовную семинарию.

амельченков1

«В семинарии тебе долго учиться не надо, многие вещи ты знаешь из непосредственного церковного опыта», – сказал митрополит. «Затем ты поступишь в духовную академию», – продолжил владыка, – «окончишь ее со степенью кандидата богословия и, если будет необходимость, получишь и высшее светское образование».

Собственно, все так и получилось. После школы я поступил в духовную семинарию, и был зачислен сразу на второй курс. Очно обучаясь на втором курсе, я должен был до конца первого полугодия сдать все экзамены за первый курс. Таким образом, за первый год учебы в семинарии я окончил сразу два курса, что было довольно сложно, больше делать таких скачков не планировал.

Однако со второго года обучения в семинарии моя нагрузка возросла, наверное, даже не в два, а в три раза. Помимо стремительного прохождения семинарского курса в тот момент я поступил еще на исторический факультет Смоленского государственного университета, на заочное отделение. На третьем курсе семинарии я провёл всего две недели, после чего был переведен на четвертый. И далее ситуация повторилась. Учась очно на четвертом курсе, я сдал все экзамены за третий и пятый курсы, и писал дипломную работу. По совету владыки Кирилла, мною была выбрана тема, связанная с военной историей Смоленщины, с развитием здесь церковной жизни в то время.

Моим научным руководителем был известный историк, публицист и философ протоиерей Георгий Митрофанов (крайний модернист, либерал — власовец — ред.), профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Одно имя этого человека (!!!) говорит о том, насколько важным было для меня качественно написать дипломную работу. По окончании духовной семинарии я поступил в Московскую духовную академию. В тот год набора на церковно-историческое отделение, к сожалению, не проводилось. А ведь я по призванию – историк. Проучившись до октября на первом курсе, меня перевели на второй курс церковно-исторического отделения с условием сдачи экзаменов за первый курс экстерном. За время обучения в семинарии, академии и университете сформировался спектр моих основных научных интересов – в общем – это история, в частном – история Церкви, в том числе в ХХ веке, история церковно-государственных отношений и история Смоленского края.

Для написания диссертации мною была избрана тема об истории Смоленской епархии в годы Великой Отечественной войны. Работа была написана на основе архивных материалов и успешно защищена в Московской духовной академии в 2006 году. Затем митрополит Кирилл назначил меня преподавателем Смоленской духовной семинарии, а чуть позже – секретарем Смоленской епархии. Тогда владыка сказал мне, что, не смотря на мой еще очень молодой возраст, я должен с максимальной ответственностью, вниманием и тщательностью отнестись к возложенным на меня обязанностям, всегда и со всеми быть почтительным, учтивым и ровным. При этом он сказал и о том, что кто-то, быть может, неоднозначно отнесется к назначению на эту должность столь молодого человека.

— Как к Вам пришло решение принять монашество?

  • Для каждого человека выбор жизненного пути – это сложный вопрос. Иногда нам кажется, что мы знаем, как нужно строить жизнь, иногда, наоборот — затрудняемся с выбором. У меня всегда все складывалось в соответствии с тем, какое благословение и направление для дальнейшего развития давал мне владыка Кирилл. Настаивания на том, что я должен принять монашество и священный сан, не было. С раннего детства, с пяти лет, я был постоянно в Церкви, начал выполнять послушания в смоленском кафедральном соборе. Я ощущал, что нахожусь в какой-то особой духовной и культурной среде, отличной от всего того, что окружает нас в повседневности. В моем сознании сформировалось искреннее желание посвятить свою жизнь служению Богу, Церкви и людям.

С пятилетнего возраста меня привлекало священническое служение, как своим внутренним наполнением и высокой миссией, так и эстетикой. Кроме того, меня притягивало и монашество. Ярким примером ревностного священнического и монашеского делания для меня был митрополит Кирилл, его ответственному и основательному подходу мне всегда хотелось подражать. Видя мои устремления, владыка Кирилл никогда меня ни от чего не отговаривал, но и никогда ни на чем не настраивал. В близких доверительных беседах и разговорах, он всегда говорил о том, что необходимо положиться на волю Божию, что не нужно делать каких-либо быстрых шагов и необдуманных поступков, о которых впоследствии можно было бы пожалеть. Я старался не ставить перед собой цель быть женатым или монахом, но просто в каждый период жизни стремился делать то, что от меня требовалось. Когда наступил определённый момент, в который уже можно было определяться с дальнейшей жизнью, то с владыкой Кириллом мы стали серьезно говорить о принятии монашества и священного сана. Владыка взял некую паузу, чтобы я мог еще раз взвесить свои возможности и силы, осознать, правильный ли выбор я делаю. Я много молился. Особое значение имела для меня молитва перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии.

В течение одной из недель я каждый день приходил в наш Свято-Успенский собор к образу Богоматери, читал акафист и просил, чтобы Божия Матерь помогла мне сделать правильный выбор. По началу внутри возникали некоторые вопросы, душа испытывала некоторый страх, ведь было четкое понимание того, что пути назад уже не будет. Но вскоре, где-то со второй половины недели, ближе к ее концу, наступило спокойствие, умиротворение и вопросов больше не возникало — в сердце я получил от Бога ответ, относительно того, какой выбор мне следует сделать. И что еще очень важно — только после пострига я по-настоящему понял и осознал, что с принятием монашества я получил и приобрел, а что потерял и чего лишился. Думаю, что тоже самое испытали и те, кто вступил в брак. Зачастую нам кажется, что мы имеем полное представление о монашестве или женитьбе, что нет ничего такого, чтобы нам не было известно. Однако, только на собственном опыте пройдя через одно или другое, можно в абсолютной полноте понять суть избранного пути. До сих пор я не пожалел о своем выборе, несмотря ни на какие трудности, которые приходилось переживать. Я искренне благодарю Бога за все то, что было, что есть, и за то, что будет.

Чадо патриарха

— Сейчас много говорят в патриархе Кирилле положительного, много говорят о нем и отрицательного. Что вы можете сказать о нем, как о человеке? Расскажите историю своего знакомства?

  • Мне сложно говорить о знакомстве со Святейшим Патриархом Кириллом, потому что собственно у меня с ним как такового знакомства и не было, а была и есть жизнь с его постоянным и непосредственным присутствием и участием с самого раннего детства. Для меня Святейший владыка Кирилл — отец, учитель и духовный наставник в самом прямом смысле. Я родился в религиозной семье, вместе с бабушкой посещал Свято-Успенский кафедральный собор, где с пятилетнего возраста стал выполнять различные послушания — выходил со свечей, стоял с елеем во время помазания и др. Со школьного возраста владыка Кирилл сделал меня своим иподиаконом — я держал его посох. С детских лет Патриарх Кирилл стал для меня всем — духовным, интеллектуальным и культурным наполнением моей жизни. С уверенностью можно сказать, что такие харизматические люди как Патриарх Кирилл рождаются раз в столетие.

Для Святейшего Владыки Кирилла всегда на первом месте — Бог и Его правда, а не какие-то внешние, земные условия и обстоятельства осуществляемого им служения. Самыми главными средствами достижения целей, если можно так выразиться, являются для него молитва и богослужения, через которые осуществляется реальный контакт и непосредственное общение с Богом. Этому с детства Святейший Владыка учил меня и других ребят, которые его окружали. Если сказать аллегорически, то

для меня Патриарх Кирилл стал книгой жизни (!!!), которую я всегда с необыкновенным интересом читал и продолжаю читать, и из которой я получал и получаю все необходимое для формирования своей жизненной позиции, взглядов и вкусов. 

До избрания на патриарший престол Святейший Владыка Кирилл прошел изумительный и одновременно трудный путь, на котором он встретился со многими интересными и выдающимися людьми. Его главным учителем был его духовный отец — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, сформировавший его как человека и священника. Находясь в постоянном общении с митрополитом Кириллом, мне посчастливилось услышать множество его рассказов и историй о митрополите Никодиме и служении с ним, о многих других священнослужителях и людях того времени. Все это позволило мне в достаточной мере образно и живо прикоснуться к людям, которых уже нет, их опыт далеко не всем посчастливилось ощутить. Благодаря Патриарху Кириллу мне удалось почувствовать уникальную эпоху церковной жизни, в которой соединились наследие и традиции дореволюционной России со всеми трудностями и обстоятельствами, в которых находилась Церковь в советский период.

амельченков3

на фото: епископ Серафим с девочкой на церковном амвоне