6 июня завершилась Генеральная ассамблея Конференции Еввропейских Церквей (аналог Всемирного Совета Церквей — ред.), которая в этом году проходила в г. Нови-Сад (Сербия) в период с 31 мая по 6 июня 2018 года. Участие в экуменическом шабаше приняли около 400 делегатов — представителей церквей, экуменических и крупных организаций со всей Европы.

Конференция европейских церквей (КЕЦ) — это сообщество 116 православных, протестантских, англиканских и старо-католических церквей из всех стран Европы, а также 40 национальных советов церквей и партнерских организаций. Конференция была основана в 1959 году, ее офисы находятся в Брюсселе и Страсбурге.

Экуменисты собрались, чтобы поразмышлять на библейскую тему “И будете мне свидетелями” — исследуя понятия справедливости, свидетельства и гостеприимства в европейской христианской перспективе.

Организаторами Генеральной ассамблеи стали Церкви-члены КЕЦ из Сербии, в т.ч. Сербская православная церковь и церкви в Воеводине: Реформатская христианская церковь Сербии и Черногории, Словацкая евангелическая церковь Аугсбургского исповедания в Сербии и Объединенная методистская церковь в Сербии.

Официально открыл церемонию Преосвященный Кристофер Хилл, доктор богословия, рыцарь-командор, уходящий в отставку с поста президента КЕЦ. Он также уделил внимание рабочим вопросам, в том числе приветствовал две новых Церкви-члена: Европейскую баптистскую федерацию и Шотландскую епископальную Церковь.

Святейший Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней приветствовал делегатов в Сербии и подчеркнул важность собрания еретиков всех мастей:

«Мир сейчас находится в таком состоянии, когда люди в Европе и во всем мире ожидают, что Церковь (какая??? баптисткая, епископальная или экуменическая? — ред.) возвысит свой голос против многих негативных явлений нашего времени, нашего мира. Этого голоса ждут, и он должен прозвучать и быть услышан».

Патриарх отметил историческую важность Косово и Метохии как культурной колыбели христианства в Сербии. Он призвал европейские церкви выразить солидарность с теми, кто был вынужден покинуть свои дома.

кец2018-11

В свою очередь Епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь) поразмышлял над тем, почему именно Сербия была выбрана для проведения Ассамблеи: «Это торжественный и радостный момент, в том числе потому, что наша страна, Сербия, всегда была на границе Востока и Запада, и теперь она получила возможность исполнить свое многовековое призвание — стать местом встречи, диалога и сотрудничества между церквями и культурами».

Президент автономного края Воеводина Игорь Мирович выразил похожие настроения:

«Я убежден в том, что моя страна, ее северный край и этот город являются наилучшим местом для такого мероприятия».

Он с удовлетворением отметил «переплетение» жизней людей разного происхождения.

Богослужебная церемония открытия, которая состоялась в центре города Нови-Сад, задала тон духовной жизни ассамблее. На нее собрались сотни людей, жаждущих вдохновения, а также желающих насладиться пением хора местного православного собора.

кец25

Молодые участники ассамблеи воздвигли символический мост из отдельных деталей, и этот мост напоминает об изображенных на логотипе Ассамблеи мостах Нови-Сада, а также символизирует историческую роль КЕЦ как организации, которая созидает мосты.

В тот же день в рамках КЕЦ состоялась двусторонняя встреча православной делегации с представителями антихалкидонитов.

Собрание возглавил митрополит Шведский и всея Скандинавии Клеопа (Вселенский Патриархат), который призвал участников вместе порассуждать о вызовах, с которым мы сталкиваемся сегодня в современном мире, и на которые мы можем ответить, только выработав совместную общую позицию.

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан (Эстонская Апостольская Православная Церковь) призвал обратиться к документам Святого и Великого Собора Православной Церкви, которые являются основанием нашего свидетельства миру. Он также отметил, что несмотря на все противоречия и дискуссии на Соборе вокруг документа “Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром”, сейчас мы собрались в Нови-Саде на Генеральную ассамблею Конференции европейских церквей, и

“кто бы ни был против, но сейчас мы здесь… и наконец мы можем вместе свидетельствовать”.

Митрополит Ново-Ионийский и Филадельфийский Гавриил (Элладская Православная Церковь) рассказал о результатах Межправославной предассамблейной консультации, которая состоялась в Париже 19 апреля 2018 года, и о принятом на ней коммюнике. В этом коммюнике утверждается, что

«центральным вопросом для православных церквей, а также для работы по интеграции является забота о человеческой личности, человеческом достоинстве и защита прав человека беженцев и мигрантов».

По словам митрополита Гавриила, это и есть наша отправная точка для обсуждения темы свидетельства, справедливости и гостеприимства на Генеральной ассамблее.

Митрополит Загребский и Люблянский Порфирий, представляющий Сербскую Православную Церковь, подчеркнул огромную важность единства и кинонии. Именно идея “сообщества”, “кинонии” должна стать посланием и свидетельством Церкви в мире, глубоко погруженном в индивидуализм:

«Церковь — по своей природе является сообществом; мы можем нести свидетельство этого сообщества в мир. Церковь является общиной, и она открыта для обсуждения проблем современного мира».

Митрополит Галльский Эммануил (Вселенский Патриархат) и Высокопреосвященнейший Архиепископ Армянской Апостольской Церкви Езник Петросян проинформировали участников о ходе диалога между «двумя семьями Православных Церквей».

Архиепископ Езник признался:

«Мы живем в двадцать первом веке, и мы разделены из-за того, что произошло в пятом веке … Я считаю, что наше различное понимание природ Христа не должно быть препятствием для единства церквей”.

Митрополит Эммануил, который является сопредседателем диалога с Восточными православными церквями со стороны Православной церкви, также выразил свою убежденность в том, что это диалог является одним из самых обнадеживающих среди других богословских диалогов и он, безусловно, имеет будущее.

кец2018-31

кец2018-35

Следующий день 1 июня начался с общего утреннего молитвенного правила в конференц-зале у импровизированного престола, которое было совершено согласно лютеранской богослужебной традиции (на фото: президент Всемирного Совета Церквей пастор Олаф Твейт).

кец2018-32

В третий день ассамблеи 2 июня в субботу к экуменическому престолу приступили представители армянского зловерия, которые провели утреннюю молитву по армянскому обряду, во время которой проповедовал протоархимандрит Армянской Апостольской Церкви отец Шахе Ананян.

кец2018-33

к армянам также присоединились копты со своим женским диаконатом.

кец2018-34

Армяно-коптская молитвенная традиция сменялась общим экуменическим хором всех христианских деноминаций.

«Свет, Творец света, изначальный свет обитающий в неприступном свете, Отче небесный, благословенный хорами светил. На заре света этого утра — озари Своим познаваемым светом наши души», — взывали еретики.

(на фото — крайний справа настоятель Успенского православного прихода в Кельне протоиерей Константин Мирон — (Константинопольский Патриархат).

кец2018-2

Участник Волчьего собора на Крите — отец Константин представил на конференции перевод документов Собора на немецкий язык.

«В XXI веке мы больше не можем игнорировать реальность экуменического характера Православной церкви — как в смысле ее бытия по всему миру, а не только как Восточной церкви, а также в смысле межхристианского диалога», — заявил протоиерей Константин Мирон, который был на Крите в качестве советника делегации Вселенского Патриархата, а здесь на Ассамблее служит в Богослужебном комитете.

О. Константин Мирон, настоятель Успенского православного прихода в Кельне, который расположен перед самым оживленным железнодорожным мостом Германии над Рейном, использует метафору поезда, чтобы обозначить роль Собора на исторической шкале:

«Когда мы едем на поезде, иногда нам нужно выглядывать в окно и смотреть на свои часы, чтобы понять, где мы находимся — доехали ли мы уже до следующей станции или, может, мы опаздываем, нам нужно понимать, где мы находимся и куда мы едем. Именно это и сделал Святой и Великий Собор для путешествия нашей Святой Православной Церкви и, в некотором смысле, для всего христианства».

Он резюмирует содержание документов Собора так:

«Наше свидетельство — и это касается также свидетельства справедливости, мира и гостеприимства — основано на абсолютном уважении человека, достоинства других людей, и это ключ к преодолению любых конфликтов. Это живая практика заповеди о любви к ближнему».

Его коллега из Польши, о. Андрей Кузьма, участвовал в пред-соборном процессе с 2009 года, готовя и обсуждая документы Собора вместе с представителям всех автокефальных православных церквей без исключения.

«Само событие Собора имеет чрезвычайную важность, — утверждает о. Андрей Кузьма, преподаватель кафедры патрологии православного факультета Христианской богословской академии в Варшаве. — По количеству епископов, принявших участие в Соборе, это было самое важное событие в Православной церкви с VIII века».

По его убеждению, Собор смог ответить на важные и актуальные для Православной церкви вопросы. О. Кузьма высоко оценивает принятые Собором документы и рассматривает их как основу для общего православного свидетельства:

«Два соборных документа, Послание Собора и Окружное послание Собора выражают то, над чем мы работали долгое время. Они включают рассуждения о многих современных вопросах, в том числе касающихся современной жизни в Европе, а также вопросов, стоящих на экуменической повестке дня, и мы уже обращаемся к этим документам, когда отстаиваем свою позицию», — отметил он.

Никос Космидис, говоря о контексте Греции, не разделяет подобного энтузиазма. Никос, который трудится в Богослужебном комитете ассамблеи, помогал местной команде, обеспечивающей проведения Собора в Критской православной академии. Он чувствует, что решения Собора не нашли должного внимания в Греции, хотя и признает, что на международном и экуменическом уровне они играют важную роль.

«Но знаете, мне все равно, что на документы Святого и Великого Собора все время ссылаются здесь, потому что мне не хватает обращения к ним дома, в наших епархиях. Не понимаю, какой смысла говорить о Святом и Великом соборе с инославными, если мы не говорим о нем со своими же православными людьми. Ведь Собор был, прежде всего, для них, православных верующих», — говорит явно озабоченный и расстроенный Никос.

Но в тоже самое время молодой греческий экуменический лидер был очень воодушевлен самим Собором и возможностью пообщаться с выдающимися православными иерархами и богословами. Особенно радость ему доставил разговор с одним из главных экуменистов Константинопольского Патриархата Митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом).

«Он был своеобразной душой Собора и многих десятилетий подготовки к нему, и я был просто счастлив возможности пообщаться с этим очень мудрым человеком и прекрасным богословом, — делится Никос. — Я даже напрямую задал ему провокационный вопрос, не думает ли он, что, возможно, его богословие содержит ереси! И он был очень вежлив со мной и был готов это обсуждать!»

В качестве экуменического наблюдателя на Соборе был архиепископ Старо-католической церкви Йорис Веркаммен, который признает, что отношения друг с другом в таких масштабах — это непростая задача. Православное богословие и православная духовность могут многое предложить другим церквям и миру в целом.

«То, что происходило на Соборе также имеет отношение к богословским дискуссиям в экуменическом движении и во всемирной церкви. Это очень срочно и очень важно, и мы нуждаемся в православных», —  отметил он.

кец2018-40

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан был одним 161 православных  епископов, которые участвовали в Соборе в июня 2016 года. Предстоятель Эстонской Апостольской Православной Церкви был членом делегации Вселенского Патриархата. Выступая на православной конфессиональной встрече здесь на ассамблее, он обратился к документам Святого и Великого Собора утверждая, что они имеют решающее значение для православного свидетельства в мире.

По мнению Митрополита Стефана, документы не являются актуальными сами по себе, и их самих недостаточно, если они не реализуются на практике.

«Я считаю, что мы должны, при любой возможности, как, например, здесь, свидетельствовать, что мы, православные, живем в ХХI веке, и наша общая позиция такова. Нужно быть последовательными в том, что мы говорим, и в том, что мы делаем», — заключил он.

Позже он также признался, что одним из самых деликатных вопросов во время дискуссий касался документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и найденная формулировка помогла согласовать различные позиции участников Собора и признать

“историческое наименование других не находящихся в общении с [Православной церковью] инославных христианских церквей”.

Относительно общей экуменической ситуации в своей епархии митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан согласился с тем, что «сегодня экуменический диалог в Эстонии можно охарактеризовать позитивно».

«У нас хорошие отношения между Церквами. На уровне дружбы и диалога мы молодцы», — сказал он.

Однако он считает, что Церкви необходимо иметь больше богословских и духовных дискуссий.

«Самое главное, что мы можем быть друзьями. Но с другими вещами сложнее. У нас есть общие собрания, общие молитвы, общие обсуждения, но это очень простой уровень. Нам нужно больше богословского диалога», — подчеркнул митрополит.

Четвертый день конференции — 3 июня участники посвятили общей экуменической молитве о мире.

кец2018-41

Шествие делегатов и участников ассамблеи началось от мемориала в память жертв нападения на Нови-Сад в январе 1942 года, во время Второй мировой войны. Оккупировавшие регион венгерские вооруженные силы убили 1246 человека, гражданских жителей города, в основном сербов и евреев, а их тела сбросили в Дунай.

Затем процессия прошла под Варадинским мостом и завершилась на недавно построенном мосту Жежель. Оба моста были разрушены во время бомбардировок Югославии воздушными силами НАТО в 1999 году. Варадинский мост был реконструирован еще в 2000 году, а Жежельский мост был отстроен только недавно — в этом году.

кец2018-17

Видя множество православных экуменистов, окруженных сонмом еретиков всех мастей, ангелы закрывали от стыда за них свои лица.

кец2018-16

Сотрудник Нови-Садского архива Петр Джуджиев рассказал об истории этого места на берегу реки, вспомнив всех тех, кто пострадал от насилия и зверств.

кец2018-18

кец2018-43

Молясь, делегаты КЕЦ помянули их такими словами:

«Мы молимся за тех, кто был забыт и исключен из общества в нашем современном мире, да изливается справедливость могучим потоком. Мы молимся за разделенные народы, дабы нам иметь достаточно мужества просить прощения и так обрести примирение за несправедливость, которую мы причиняем, и за зло, которое мы совершаем. За жителей Сербии и за сербскую землю, которые в последние годы пережили войну и несправедливость, которые помнят прошлые злодеяния на месте сем».

В заключение процессии Президент КЕЦ епископ Кристофер Хилл, Беате Фагерли (Церковь Норвегии), Хелен Кесете (Православная Церковь Финляндии) и архимандрит Агафангел (Сискос) (Вселенский Патриархат) посадили четыре дубовых саженца у Жежельского моста — каждый по одному дереву.

кец2018-42

По окончании «молитвенного подвига» не грех дать волю чувствам.

 

кец2018-4

кец2018-28

Пятый день конференции 4 июня начался с православной утрени за экуменическим престолом, за которых кто только уже не молился.

кец2018-27

кец2018-29

Регентовала православным смешанным хором открытая лесбиянка Jooa Sotejeff-Wilson (на фото в центре), 1981 г. рожд., сотрудница Всемирной федерации студентов-христиан, участница молодежного «православного» движения «Синдесмос», которая находится в «зарегистрированном партнерстве» с другой женщиной — Кейт Sotejeff-Wilson.

кец2018-36

кец2018-30

Она же во второй день ассамблеи молилась в качестве лютеранки и аккомпанировала на гуслях экуменическим собратьям во время их молитвенных утренних камланий.

 

кец2018-3

Основным докладчиком пятого дня Генеральной ассамблеи стала глава Церкви Швеции архиепископша Уппсальская д-р Антье Якелен — на фото.

Первая в истории Швеции Архиепископша, развивая тему «свидетельства» посвятила свое выступление замечанием о свидетельстве женщин, которое часто не находит должного признания и игнорируется. Она привела пример повествования из Евангелия от Луки, где говорится о двух свидетелях, которые, как обычно подразумевается, должны были быть мужчинами. И вот один из мужчин назван по имени — Клеопа, другой же нет. На протяжение веков считалось, что спутником Клеопы был мужчина, однако не менее вероятно, что это была его жена, ведь они жили в одном доме.

кец2018-37

5 июня — в шестой день тон экуменическому шабашу задавали англикане.

кец2018-44

На конференции выступил архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, который призвал к активности христиан и церкви в целом:

«Церковь преодолевает ограничения и границы, будто их и нет. Тех, кто во Христе, Бог объединяет в одну семью, простирающуюся по всему миру и пересекающую культурные, лингвистические и экуменические границы под водительством Духа, разрушающего все стены, какие бы мы ни воздвигали».

После девяти полных дней поклонения, слушания и обучения, Генеральная ассамблея Конференции европейских церквей в 2018 году завершила свою работу. Те, кто собрался, присоединились к заключительной прощальной службе (на фото), в которой подчеркивалась роль христианской надежды в будущем Европы.

Ассамблея избрала новый Совет управляющих и председателя. Преподобный Кристиан Кригер из реформатской протестантской церкви Эльзаса и Лотарингии был избран новым президентом, а в качестве вице-президентов — епископша. Д-р Гульнар Фрэнсис-Дехкани (англиканская церковь) и митрополит Клеопа (Стронгилис) (Вселенский Патриархат).