2 марта в Москве состоялся круглый стол на тему «Церковное служение в цифровую эпоху». Его организаторами стали Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и католический Институт святого Фомы.

цифра7

В экуменическом мероприятии участвовали Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре — на фото (обратите внимание на «распятие» на груди папского легата — ред.); директор Института святого Фомы священник Томас Гарсиа Уидобро Ривас; проректор по воспитательной и социальной работе ОЦАД протоиерей Михаил Немнонов; руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации,

цифра6

главный редактор портала «Православное образование» иеромонах Геннадий (Войтишко) — на фото слева; председатель совета директоров банка «Интеза» Антонио Фаллико; директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета, советник председателя Синодального отдела взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Е.В. Жосул; главный редактор официального сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви О.А. Богданова; директор культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири; руководитель информационной службы Молодежного отдела Московской городской епархии М.А. Соколов, представители Синодальных отделов Русской Православной Церкви, научно-педагогического сообщества, СМИ, студенты.

Открывая встречу, ее модератор – руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио отметил, что это не первое мероприятие, подготовленное совместно с Институтом св. Фомы в духе Гаванской встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в феврале 2016 г.

цифра5

Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре также подчеркнул, что, отмечая вторую годовщину этой исторической встречи, православным и католикам важно вместе задуматься

«об общении – это один из базовых аспектов для христианских церквей, которые пребывают в поиске новых и эффективных способов распространения Евангелия».

цифра3

В работе круглого стола приняли участие представители ОЦАД, синодальных отделов РПЦ, богословы, светские эксперты.

Основной доклад «Вызов цифровой культуры» подготовил священник Антонио Спадаро – теолог, писатель, директор журнала «La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), советник Папского совета по культуре, автор книги-интервью с нынешним понтификом. Отправной точкой доклада стало предложение оценить не техническую революционность цифровой эпохи со всеми ее издержками, а ее антропологическое измерение. По его словам, интернет отвечает на «старые желания», которые были присущи людям всегда, – это «желание иметь отношения и знания». В этом ракурсе раскрываются слова Папы Франциска, что интернет – это «сеть, состоящая не из проводов, а из живых людей». Такое понимание не предполагает противопоставления реального и виртуального миров, к чему часто сводится критика цифровых новаций. Будучи «связующей тканью человеческого опыта», технологии коммуникаций имеют «духовную ценность»:

«Христинин призван к пониманию глубинной природы, самой сути призвания цифровой технологии в отношении жизни духа… Возможность провозглашения веры в этой среде основана именно на духовной ценности цифровой среды», – утверждает о. Антонио, ссылаясь на соответствующие выказывания Франциска I и Бенедикта XVI.

Специфика интернета ставит особое «задание для католика»: сама по себе открытость и возможности Сети не достаточны для создания «подлинно человеческой общности». В частности, докладчик упомянул о риске оказаться в «пузырях отфильтрованной информации»: окружить себя в социальных сетях лишь миром единомышленников и таким образом «потерять из виду разнообразие, увеличить нетерпимость, закрыться для новизны и неожиданности». С другой стороны, общение в Сети актуализирует евангельский вопрос «Кто мой ближний?» Ведь полностью погружаясь в виртуальные отношения с «френдами» в соцсетях, христиане рискуют отказаться «вместе, но в одиночестве» и отстраниться от реальных людей, которые обходятся без Facebook и подобных сетей. Кстати, один из участников дискуссии – католический священник отметил, что большинство прихожан 50+, как и большинство католических священников в России, не имеют своих аккаунтов в социальных сетях.

Присутствие христиан в соцсетях ставит также для них вопрос о соотношении «углубленности», с которой ассоциируется духовная жизнь, и поверхностности, присущей, как считается, интерактивности, сетевому общению. «Возможно ли свести воедино глубину и интерактивность? Как «кибермышление» изменит способ теологического мышления?» – эти и множество других вопросов ставит перед христианами феномен Сети, которая «полна амбивалентности и различных утопий». И о. Антонио не предлагает готовых ответов на эти вопросы, но считает важным их сформулировать.

цифра2

Отзываясь на этот доклад, протоиерей Владимир Шмалий (на фото слева) подчеркнул «методическую важность» предложенного подхода к потенциалу цифровых технологий для евангельской проповеди. По его словам, теологии предстоит осмыслить экзистенциальные вызовы, которые ставит «новая цивилизация»:

«Важно говорить о кибертеологии, которая работает в новой ситуации и сама испытывает воздействие с ее стороны».

При этом теология должна сотрудничать с социологией и культурологией.

Однако о. Владимир признался, что «далек от оптимизма» в отношении возможностей интернет-миссии, поскольку видит в этом «риск адаптировать, модернизировать нашу проповедь, имея, казалось бы, благую цель – сделать христианство более эффективным». Тем более что социологи и интернет-эксперты подначивают: «Давайте, давайте, у вас есть возможность продавать христианство лучше, создайте искусственного пастора!» Кроме того, не стоит отбрасывать тревогу тех, кто считает, что распространение интернета «лишь усиливает эксплуатацию и отчуждение».

Церковь не должна изолировать себя от новых возможностей коммуникации, продолжил православный священник, но найти верный путь пока очень трудно, поскольку опереться не на что:

«В течение 19-20 вв. у нас так и не появилось ответа на вопрос: как христианство должно иметь дело с современностью». «Господь даст нам силы и разум действовать в этой новой ситуации, но действовать мы должны сообща», – обратился о. Владимир к коллегам-католикам.

Профессор Константин Корищенко, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, заострил внимание на проблеме доверия в интернете. Как гарантировать подлинность того или иного аккаунта или сообщения; может ли технология блокчейн верифицировать «оригиналы чего угодно»; «где найти правду в интернете» – эти и другие вопросы придется решать в эпоху «отделения человека от реальных объектов», считает финансист. Андрей Шишков, секретарь Библейско-богословской комиссии РПЦ, также подчеркнул, что интернет «понижает доверие к институтам Церкви», поскольку от ее имени в этой среде может говорить любой. О. Антонио Спадаро ответил, что обилие fake news само по себе не ставит вопрос о том, «что нам надо уходить» из интернета. «Не «кормите» вниманием ложные новости, не замечайте их, а сами размещайте правдивую информацию», – такой совет он дал всем, кто работает в интернете с церковными новостями.

В ходе оживленной дискуссии высказывались разные мнения о значении и вызовах цифровой эпохи. Никита Панов, тренер по компьютерной криминалистике, расценивает интернет как инструмент, которым надо правильно пользоваться. Он настроен весьма оптимистично:

«Интернета бы не было, если бы это не было угодно Богу. Бог уверен, что мы можем с этим справиться».