Культура рэп-батлов появилась в начале 1980-х годов в США. С начала 2000-х рэп-батлы пришли и на американское телевидение. В различные телешоу приглашали рэперов и на развлечение публики те начинали оскорблять друг друга, кидаться панчами. В России рэп-батлы возникли в 2012 году, а самое знаменитое построенное на этом шоу Versus Battle появилось на YouTube в 2013. Создатели шоу ориентировались на канадскую батл-площадку King of the Dot, основанную в 2008 году.

баттл3

В настоящий момент самыми популярными мировыми рэп-батлами являются батлы Versusа: Oxxxymiron VS Johnyboy – 40 млн. просмотров, Хованский и Ларин — 34 млн. просмотров, Oxxxymiron VS Слава КПСС — 26 млн. просмотров. Такие цифры не снились даже King of the Dot, количество просмотров у которых чаще всего не переваливает 2 млн., а самым популярным видео с 8 млн. просмотрами является батл Oxxxymiron (RUS) VS Dizaster (USA).

Так почему в России рэп-батлы стали так востребованы? «Насколько важно это явление, раз оно уже существует?» — вот главный вопрос, вынесенный на обсуждение в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Круглый стол кафедры филологии и журналистики проходил 23 октября в рамках VII Иоанновских научных чтений «Поиск истины как аксиологическая парадигма гуманитарного знания: прошлое, настоящее, будущее».

баттл

На дискуссию по теме «Парадигма современного диалога: от салонной дискуссии до рэп-батла» были приглашены бывший рэпер Владимир Журавль, автор книги «Русский рэп. Философские очерки» и старший преподаватель кафедры философии и теологии МПИ Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев, православный рэпер отец Максим Курленко, который присутствовал на встрече визуально через Skype, а также преподаватели и ученики МПИ.

В ходе обсуждения Коробов-Латынцев доказывал, что рэп — это не культура, это определенный язык, площадка для диалога, для столкновений и споров, площадка, которая может вместить в себя целостное мировоззрение. Рэп — это способ сказать что-то о нашей действительности, а рэп-батлы становятся популярными лишь потому, что примитивны и понятны всем.

Zhosul_1

Завкафедрой филологии и журналистики Православного института Елена Викторовна Жосул (на фото) высказала мысль о том, что рэп сейчас так популярен, потому что отвечает на запросы современного общества, а рэп-батлы стали широко известны в нашей стране, так как русские люди хотят видеть дискуссию, спор, которых давно нет на телевидении.

курленко

Участки дискуссии послушали несколько треков Владимира Журавля и отца Максима (проект MC Nastoyatel). Отец Максим рассказал о том, что до 2003 года сам занимался рэпом и состоял в группе EK Playaz, а, став священником, надолго забросил свое увлечение и вернулся к нему только спустя 10 лет. Сейчас же его православный рэп является попыткой (в меру удачной, как считает сам Максим Курленко) привлечь молодежь в православную веру.