Община святого Эгидия — глобалистская католическая модернистская и экуменическая организация, созданная в феврале 1968 г. в Риме последователями католического модерниста Луиджи Джуссани, покровителем общины является католический святой Франциск Ассизский

История общины в основном закрыта от посторонних взглядов, не в последнюю очередь за счет своеобразного новояза, понятного только посвященным. Известно, что основателем и авторитарным руководителем общины и по сей день является ее основатель Андреа Риккарди, в 2003 г. ушедший с официального поста в организации и добившийся назначения номинальным главой общины Алессандро Дзуккари.

Круг деятельности общины предельно широк: это и пацифизм, и глобалистские проекты, и деятельность в духе «социального христианства», и либеральная индоктринация, и борьба против смертной казни, и униатская, и, разумеется, экуменическая деятельность.

Как раз на почве экуменизма общину ожидал наибольший, прямо-таки всемирный успех, о котором знают сотни миллионов, тогда как о самой общине — весьма немногие.

Молитва в Ассизи (1986 г.)

Молитва в Ассизи (1986 г.) была организована общиной св. Эгидия.

Мы имеем ввиду межконфессиональную Молитву в Ассизи (1986 г.), крупнейшее экуменическое моление, проявление религиозного синкретизма и политического глобализма. Мало известно, что ее инициаторами была как раз община св. Эгидия, которая убедила в необходимости такого надругательства над Христианством папу Иоанна-Павла II. В качестве агентов влияния выступили личный секретарь папы Станислав Дзивиш и кардинал Эчегарай, близкие к общине.

С 1987 года, каждый год Община организует подобные встречи, скромно оставаясь в тени. — это своего рода паломничество «мира», продолжающееся из года в год и проходящее через многие города: Рим, Флоренцию, Варшаву (в 50-ю годовщину начала Второй мировой войны), Брюссель, Бухарест, Лиссабон, Барселону, Палермо и другие. Если на первой встрече в Риме в 1987 году участвовало 40 гостей, то в 2003 году в Аахене их было уже 520.

Присутствует вездесущая — отделения существуют в 74 странах — но относительно малочисленная — более 60 тыс. членов — секта и в России.

Рупор Кочетковской пропаганды газета «Кифа» сообщает некоторые подробности одного из направлений экуменической деятельности Общины:

Одним из важнейших направлений деятельности общины является сохранение памяти о христианских мучениках ХХ века. В этой заботе ярко проявляется ключевой принцип жизни общины: их интересует всё, что так или иначе актуализирует глобальное, вселенское измерение христианства в современном мире. Действительно, гонения на христианство и христиан в ХХ веке по своему размаху и жестокости явились беспрецедентными в истории. Конечно, трагическое первенство по числу мучеников и исповедников здесь принадлежит Русской церкви. Это, безусловно, признано всеми на Западе. Недаром на известной иконе собора христианских мучеников ХХ века, написанной членом общины Ренатой Шаки, в центре изображён св. патриарх Тихон (Беллавин). Такой масштаб мученичества не может оставить в покое христианскую совесть. Что-то чрезвычайно важное было открыто в наше время о мире и о человеке, если после полуторатысячелетней истории христианской эйкумены стала возможной такая её внезапная и полная апостасия. И мимо этого события пройти никак нельзя, нельзя его считать просто «яко не бывшим». Другой важнейшей стороной тех же самых трагических событий является значение, которое всегда придавалось мученическому свидетельству во все времена христианства. Ведь по слову Тертуллиана, кровь мучеников — это семя Церкви. Новомученики и исповедники открыли какую-то совершенно новую страницу христианского опыта, чрезвычайно актуальную именно сейчас, в эпоху, начавшуюся по завершении долгого «константиновского» периода истории. И перенять этот опыт — первейшая задача и обязанность христиан.

Забота о памяти новомучеников в общине св. Эгидия многогранна. Издаются исторические исследования, посвящённые этому вопросу, собираются и публикуются свидетельства и документы той эпохи. Члены общины стараются сделать так, чтобы даже материальные предметы способствовали пробуждению памяти. Например, в древнейшем храме Сан-Бартоломео в Риме (одном из центральных храмов общины) в каждой капелле (т.е. часовне, приделе) на престоле находятся личные вещи, принадлежавшие конкретным людям, пострадавшим за свою веру. Капеллы и называются по эпохам или регионам гонений: «капелла мучеников от коммунизма», «капелла мучеников от нацизма», «капелла мучеников Африки», «капелла мучеников Латинской Америки». В капелле мучеников от коммунизма находятся дискос и чётки о. Александра Меня; в капелле мучеников от нацизма — письма лютеран, замученных в нацистских концлагерях; в капелле мучеников Африки — личная библия одного из братьев общины, убитого в одной из африканских стран за отказ пропустить через таможню некачественные лекарства…

Взаимодействие Русской Православной Церкви и «Общины святого Эгидия» имеет давнюю традицию.

11 апреля 2000 года в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял духовника влиятельной католической организации «Община святого Эгидия» епископа Винченцо Палью.В ходе состоявшейся беседы епископ В.Палья особо подчеркнул тот факт, что визит в Москву является его первой зарубежной поездкой после рукоположения в епископский сан, что, по его словам, демонстрирует ту важность, которую «Община святого Эгидия» традиционно придает роли России и Русской Православной Церкви в современной международной жизни. В свете этого на встрече были затронуты вопросы совместной миротворческой деятельности Русской Православной и Римско-Католической Церквей по урегулированию межэтнического конфликта в Косово, что, по единодушному мнению сторон, является прекрасной возможностью продемонстрировать действенность межхристианского сотрудничества перед лицом общих проблем. Во встрече также принимали участие: А. Рокуччи, член Президентского совета «Общины Святого Эгидия», и И.Е. Выжанов, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям.

В 2003 году, с 7 по 9 сентября, состоялась очередная межконфессиональная встреча, которая прошла в Аахене (Германия) и называлась «Между войной и миром: встреча религий и культур». В Аахен съехались многие: Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV, кардиналы Каспер, Эчегерай и др., многие православные и католические иерархи и протестантские лидеры, видные представители и духовные лидеры мусульманского мира, иудаизма и буддизма, писатели и ученые из различных стран мира (в их числе и польский режиссер Кшиштоф Занусси). Во встрече принимала участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, главой Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Приезд митрополита Кирилла стал важным событием для всех гостей и участников встречи. Он выступал на открытии форума и на круглом столе «Католики и православные перед вызовом экуменизма» и сказал, что надежда митрополита Никодима (Ротова), кардиналов Виллебрандса и Беа и других «авторов» межконфессионального диалога на братство христиан — еще жива. Митрополит говорил о важности веры в современном мире, о том, что нельзя строить жизнь только на материальных либеральных ценностях. Как обычно, самой молитве предшествовало полтора дня напряженного насыщенного обсуждения различных тем: будущего Европы, положения в Ираке, на Ближнем Востоке, в Кот д’Ивуар, смертной казни, лечения СПИДа в Африке, диалога православных и католиков, верующих и неверующих, мусульман и христиан, солидарности, наследия мучеников, молитвы о мире и многих-многих других. А на круглом столе, посвященном наследию новомучеников, прозвучало предложение установить общий день памяти новомучеников во всех христианских Церквах.

Профессор А.Риккарди, глава «Общины святого Эгидия», входил в делегацию Римско-Католической Церкви, возглавлявшуюся Председателем Папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером, посетившую Москву с 27 по 30 августа 2004 года.

5 -7 сентября 2004 года в Милане прошла ежегодная межрелигиозная встреча «Люди и религии», организованная «Общиной святого Эгидия», в которой приняли участие представители Русской Православной Церкви.На встречу прибыли представители различных мировых религий, политические и общественные деятели из более чем 70 стран. Среди участников встречи — епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США, протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, игумен Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при Московской Духовной академии, священник Игорь Выжанов, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям, и Р. А. Силантьев, сотрудник ОВЦС МП, секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ. По линии Межрелигиозного совета СНГ во встрече также участвуют председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий Равиль Гайнутдин, руководитель аппарата СМР Харис Саубянов и председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган, заместитель председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа Акиф Агаев.

12 декабря 2004 года группа молодежи «Общины святого Эгидия» во главе с президентом ее бельгийского отделения баронессой Х.Кибоом посетила Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

20 декабря 2004 года в Бари по приглашению руководства католической организации «Община святого Эгидия» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял участие в конференции «Христианство и Европа: социальная мысль Русской Православной Церкви». В конференции также приняли участие Почетный Президент Итальянской Республики, бывший Глава Итальянского государства Оскар Луиджи Скальфаро; основатель Общины Святого Эгидия, профессор Андреа Риккарди; председатель Комиссии по экуменизму и диалогу Итальянской Епископской Конференции епископ Тсрни-Нарни-Амелии Винченцо Палья; архиепископ Бари-Битонто Франческо Какуччи; видные итальянские ученые и общественные деятели.

Митрополит Кирилл выступил с докладом, в котором отчитался перед еретиками-католиками о принятом Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

21-27 июня 2005 года в Риме состоялся совместный семинар Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и католической организации «Община святого Эгидия», посвященный мученичеству и христианскому свидетельству в наши дни. В рамках римской встречи община Святого Эгидия принимала участников из Армении, Великобритании, Греции, Италии, Польши, России, Румынии, США, Финляндии, Франции. Среди представителей Русской Православной Церкви, принявших участие в семинаре, — выпускники Московской Духовной семинарии 2005 года П.И.Касаткин и К.В.Черняев. Гости были радушно встречены Генеральным секретарем «Общины святого Эгидия» Адриано Рокуччи и священником общины Роберто Черубини. Тема семинара: «Мученичество и христианское свидетельство в наши дни», — была представлена не только в формате дискуссий и семинаров, но и в практическом аспекте. В период проведения семинара его участники были приглашены к благотворительной и социальной работе, организуемой членами «Общины святого Эгидия». Посланцы «Синдесмоса» приняли участие в благотворительных акциях, осуществляемых общиной в соработничестве со светской молодежью и волонтерами в римской столовой для неимущих, в формировании пакетов с гуманитарной помощью и раздаче пищи бездомным.

Деятельность общины осуществляется не только напрямую — через организацию «Друзья общины святого Эгидия«, но и через униатский центр «Покровские ворота», созданный униатским «митрофорным протоиерем» Романо Скальфи, и через движение Comunione e Liberazione. Кстати, членом общины является католический епископ Винченцо Палья, имя которого постоянно мелькает в экуменических новостях в связи с Православной Церковью.

В 20-х числах сентября 2008 г. небольшая группа сектантов из Преображенского содружества малых православных братств во главе с духовным попечителем свящ. Георгием Кочетковым посетила столицу Италии Рим. Эта поездка была приурочена к 40-летнему юбилею католической общины св. Эгидия (communita di San Egidio). Рупор сектантской пропаганды газета «Кифа» сообщала, что

Общину св. Эгидия и Преображенское братство связывают давние отношения. Ещё в начале 90-х гг. прошлого века Адриано Рокуччи, руководитель российского направления деятельности общины и её нынешний генеральный секретарь, прочитал интервью с о. Георгием Кочетковым, духовным попечителем братства, в одном из толстых литературных журналов. Интервью его заинтересовало, и он решил лично познакомиться с этим священником и пришёл в храм Сретения Владимирской иконы Божьей Матери тогда ещё бывшего Сретенского монастыря на Большой Лубянке, где в то время служил о. Георгий. Завязалось знакомство, которое привело в дальнейшем к плодотворному сотрудничеству, в частности, в области христианской культуры.

Настоятель храма св. влкмц. Екатерины в Риме о. Антоний (Севрюк) в центре общины св. Эгидия - базилике Санта-Мария-ин-Трастевере на благотворительном обеде. Рядом с ним кардинал Эчегарай.

Настоятель храма св. вмц. Екатерины в Риме о. Антоний (Севрюк) в центре общины св. Эгидия — базилике Санта-Мария-ин-Трастевере на благотворительном обеде в 2011 г. Рядом с ним кардинал Эчегарай.

Всё говорит о том, что эти «друзья бедных» понимают без слов, как и с помощью кого им можно проникнуть в Православную Церковь.

 

31 октября 2014 года в Патриаршей резиденции Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и известного европейского миссионера и благотворителя, основателя Общины святого Эгидия профессора Андреа Риккарди, которому в этот день был вручен диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

17 марта 2015 года во Всероссийской библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ)  состоялась презентация русского издания книги итальянского глобалиста и экумениста-основателя Общины святого Эгидия, инициатора «Молитвы в Ассизи» профессора Андреа Риккарди «Жить вместе в XXI веке» (Алетейя, 2014). Эта книга, впервые изданная в 2006 г. и переведенная на многие европейские языки, посвящена вопросам глобализации и идентичности, миграционным потокам, конфликта цивилизаций и вызова мультикультурности.

Характеризуя новое издание, представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе сообщил, что к написанию книги профессора Риккарди побудили большие социальные изменения: как выяснилось в 2006 г., впервые во всем мире число горожан превысило число сельских жителей. Это лишь одно из глобальных явлений, которые ставят мир перед новыми вызовами. Приступая к ним, сначала автор проанализировал «Историю «разводов» между народами» в ХХ веке (так называется 1 глава). Вывод неутешительный: все страшные трагедии минувшего века показывают, что жить вместе невозможно – но это необходимо. «Мы обречены жить вместе», – привел А. Салаконе слова автора книги.

Историк ищет пути: он пишет о глобализации и возможности сохранения идентичности; размышляет о роли европейского континента «среди конфликтов и цивилизаций»; вводит новое понятие «Еврафрика» как перспективу многопланового партнерства африканцев и европейцев. Глава «Ислам: призрак и реальность» призывает не упрощать сложные вопросы взаимодействия с последователями этой религии, про которую Риккарди говорит:

«Есть много исламов».

Он предлагает искать пути диалога – не как «благообразного пережитка пост-соборного католичества», а как основанной на знании

«способности смотреть в лицо другому, пробовать завязывать больше отношений, создавать целую сеть их, улавливать чужие интересы и ориентиры».

Заключительная глава, по словам А. Салаконе, являет «революцию мышления»: автор предлагает «новую цивилизацию жизни вместе» — и как принцип международной политики, и как основу социальных отношений.

«В познании другого, в соединении различий, сцеплений, расстояний, близости и метисаций и воплощается искусство жизни вместе, плод политического реализма и надежды, человеческой и религиозной», – пишет А. Риккарди.

Такой взгляд – это не философская спекуляция, не теория и не утопия, потому что автор книги вместе с Общиной святого Эгидия старается строить общество «жизни вместе» во многих странах, отметил А. Салаконе. «Жить вместе» – это не значит «жить в коммуналке»; это творчество и мастерство, которому надо учиться, и книга А. Риккарди является незаменимым учителем, утверждая в реализме и надежде, сказал представитель Общины св. Эгидия.

Архиепископ Иван Юркович, апостольский нунций в РФ высоко оценил новую книгу, отметив, что она поднимает важные вопросы и «дает вдохновение». Он обратил особое внимание на ответственность христиан за то, что мир в последние годы становится все более и более разделенным.

«”Жить вместе” – всегда основано на справедливости, а это означает думать о каждом ближнем. И это всегда задача Церкви: смотреть не столько на причину (несчастий и разделений – ред.), сколько преодолевать последствия. В Католической Церкви есть опыт существования вместе. Церковь должна быть элементом модерации, примирения, прощения», – сказал архиепископ.

Он находит очень интересным и перспективным подход А. Риккарди к проблемам разделения богатых и бедных (как противоречия северного и южного полушарий), интеграции и ассимиляции, указание автора на все увеличивающуюся роль Китая и Индии в мире, его призыв к христианской солидарности, особенно с теми, кто страдает от террористов на Ближнем Востоке.

Руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) поблагодарил издателей и автора книги, который является «давним другом Русской Православной Церкви». О. Стефан, отметил, что за годы, прошедшие с момента написания книги, она не только не устаревает, но становится все более актуальной, поскольку «появляются новые цивилизационные разломы, а старые – углубляются», вселяют тревогу «взрывоопасная Африка», Латинская Америка – «тлеющий континент», Китай – «неведомая планета». Стоит ли выстраивать новые стены между людьми, странами, цивилизациями? На этот вопрос А. Риккарди человечество отвечает возведением реальных стен в разных частях планеты. Но стены – это не выход; людям

«все-таки придется учиться жить вместе», подчеркнул представитель ОВЦС.

 

«Христиане несут ответственность за то, чтобы жить вместе. Но готова ли Церковь сегодня свидетельствовать о единстве? Мы, православные и католики, вместе не живем, не молимся», – c глубоким сожалением заявил протоиерей Алекcей Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах.

По его словам, сегодня разделение христиан обостряется – до такой степени, что один христианский народ может расколоться на два лагеря, которые сталкиваются в страшном военном конфликте. Во многом это происходит из-за «ложной самоидентификации»: определяя как приоритетную свою национальную, политическую, социальную, идеологическую и др. принадлежность, христиане «научились тому, что их разделяет, но забыли, Кто их соединяет».

«Зуд идентичности» – так называет искажение, отмеченное о. Алексием, Евгений Рашковский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН и ВГБИЛ и преподаватель в Открытом православном университете им. о. А. Меня. Он полагает, что избежать подобного «зуда» и связанных с ним разделений поможет уважительное отношение к другим культурам, которое немыслимо без бережного отношения к собственному культурному наследию.

«Трезвый, но небезнадежный взгляд», «приглашение к размышлению», «учебник надежды» – так отзывались о книге А. Риккарди многие участники презентации. На вечере своими впечатлениями о книге и соображениями, которые она вызвала, поделились: заместитель главного редактора журнала «Огонёк» Дмитрий Сабов, протоиерей Александр Борисов, переводчик книги Светлана Файн, проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак  и историк Анатолий Красиков.