Расположенное на севере Италии аббатство Бозе было основано в 1965 году молодым 22-летним итальянским католическим богословом Энцо Бьянки по вдохновению, которое его посетило после ознакомления с итогами II Ватиканского соборапризвавший католический мир оценить опыт Православной Церкви XX векаВ 1968 году Бьянки написал правило новой монашеской общины, приором которой он являлся вплоть до января 2017 года.Новым приором общины стал Лучано Маникарди. Среди приоритетов своей деятельности новый приор назвал необходимость

«вслушиваться в голоса мира культуры, в том числе и светской, улавливать актуальные проблемы и стараться взглянуть на них, отталкиваясь от Евангелия».

В монастыре проживают рядом католические, православные и протестантские экуменисты, оставаясь при этом членами своих «церквей». В обитель с равным радушием принимают мужчин и женщин. Монашеская община Бозе особое внимание уделяет «работе с Православной Церковью», находя поддержку у высокопоставленных «православных» экуменистов. Большинство здесь составляют католические «монахи» и «монахини», но есть несколько протестантов, приехавшие из пяти разных стран, и даже одна «православная» дама (по данным 2010 года).  Для такого винегрета в Бозе были составлены свои специальные «богослужения» на основе католической мессы. Одетые в обычную современную одежду, во время богослужения насельники и насельницы переодеваются в белые монашеские плащи с капюшонами. Служба их, выработанная в результате специальных научных розысканий, представляет реконструкцию литургии общин первых христиан. В храме рядом с распятием стоят семисвечник и православная икона. За алтарем братья и сестры читают в сопровождении органа псалмы, богослужебные тексты, Евангелие. Они стоят друг против друга, как бы перекликаясь и поддерживая голосами слова молитв, создавая своего рода антифонное чтение. Остальные сидят, как это принято в католических храмах. Во время конгрессов производит огромное впечатление возможность видеть рядом во время богослужения священников разных конфессий: греческие, сербские, французские, румынские, английские, болгарские, итальянские, русские священники участвовали в богослужениях. Литургия составлена так, «чтоб никто не ушел обиженный». Амвросия Медиоланского признают и Православная и Католическая церкви. Во время службы исполняются те части, которые есть и в католической, и в православной службах. 

Община поставила своей целью научить христиан вспоминать во время Литургии мучеников из разных Церквей. Таким образом, в начале 70-ых годов, она начала составлять «малый» экуменический мартиролог.

От официальных представителей различных христианских конфессий были получены списки тех фигур из их традиций, которые должны были войти в мартиролог. В мартиролог вошли также мученики, которых можно назвать «конфессиональными» — христиане, павшие под ударами христиан другой конфессии, которые не могли терпеть их инаковости — протестанты, убиенные католиками в ночь св. Варфоломея, католики восточного обряда, преследованные за то, что они не хотели обратиться в православие. Эти христиане вошли в мартиролог, поскольку, по словам Энцо Бьянки, забвение не является хорошим средством для того, чтобы избежать ненависти и разделений — нужно помнить также и то анти-свидетельство, которое христиане давали Евангелию.

Составители учли также «праведных» из Ветхого Завета — ряд Церквей включает ветхозаветных пророков в свой календарь. Однако Израиль (Израиль туры) продолжает свое существование в истории, поэтому община решила вспомнить также сыновей и дочерей Израиля, которые жили в верности Торе и после пришествия Христа. Чтобы выбрать конкретные имена, община Бозе попросила совета у своих друзей из еврейских общин, с которыми она поддерживает отношения.

Таким образом, Раши, родившийся в Труа в 1040 году, автор прекрасных комментариев к Писаниям и к талмудическим текстам, нашел свое место в Мартирологе рядом с мучениками Израиля, отдавшими свою жизнь в верности Завету.

Нашли свое место в книге также «праведные среди народов» — те, кто рисковал своей жизнью, чтобы спасти евреев от ужаса нацизма. В конце мартиролога есть особая глава, в которую вошли фигуры, не принадлежавшие ни к Церкви, ни к Израилю, которые боролись против идолов, порождаемых человеческим разумом. Среди них Будда, Конфуций и Ганди, а также мусульмане Аль-Халладж (учитель-суфий, обезглавленный в 922 году) и Руми, один из самых известных поэтов-мистиков в Исламе, умерший в 1273 году.

Аббатство является известным в мире экуменическим просветительским центром, проводящим ежегодные конференции, которые собирают наиболее авторитетных экуменистов и специалистов в сфере богословия и светской науки, иерархов высокого ранга и считается одной из наиболее эффективных «коммуникативных площадок» для продвижения экуменического диалога между восточной и западной ветвями христианской традиции.В форумах принимают участие представители различных христианских Церквей – Католической, Православных и различных протестантских сообществ

В 1983 году на базе монастыря было основано издательство Edizioni Qiqajon, которое занимается публикацией текстов по библеистике, патристике и монашеской духовности.Часть материалов Конгрессов публиковались по-русски, в православных журналах, в частности в сборниках киевского модернистского издательства «Дух и литера».

Филиалы общины имеются в Иерусалиме (Израиль), Остуни (Италия) и Ассизи (Италия).

Важнейшая особенность Бозе – повышенный интерес к Православию.

С 1993 г. в общине Бозе проводятся конференции по изучению православной духовности, которые, по благословению папы римского, стали одной из экуменических форм диалога между католиками, православными и протестантами. Первая конференция на тему «Святой Сергий и его время» состоялась по инициативе нынешнего настоятеля монастыря Энцо Бьянки, профессора университета в Бергамо, заведующей кафедрой русского языка Нины КаучишвилиГелиана Михайловича Прохорова из «Пушкинского Дома» в Санкт-Петербурге и ученого секретаря монастыря Адальберто Майнарди.

1-ая Международная экуменическая конференция. «Святой Сергий и его время».
Монастырь Бозе, 1993.

Собрания проходят под патронатом не только католической «церкви», но и Константинопольского и Московского Патриархов. Свои приветствия шлют сюда православные патриархи, а также лидеры различных еретических конфессий; «архиепископ» Кентерберийский, патриарх-католикос Армянской (монофизитской ) «церкви», католические кардиналы.

Среди гостей Бозе в разное время были ведущие православные модернисты и экуменисты: митр. Каллистос (Уар)митр. Иларион (Алфеев)Оливье Клеман, Х. Яннарас,  о. Георгий Кочетков, о. Петр (Мещеринов), архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), издатель Вестника РХД проф. Н.А. Струве, о. Митрофан (Баданин), Епископ Ириней Бачский, Епископ Выборгский Назарий, Митр. Германский Серафим (Румынская православная церковь), митр. Димитриадский Игнатий (Элладская православная церковь), епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Мессенийский Хризостом (Элладская православная церковь),проректор по научной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич, митр. Иоанн Пергамский, митр. Герман Волгоградский,архиеп. Антоний (Паканич), еп. Амвросий Гатчинский, сербский епископ Андрей Ремесианский, о. Джон Бер, о. Иоанн Хриссавгис, о. Иов (Гетча), о. Порфирий (Шутов), Константин Сигов, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, диакон Алексий Дикарев, иерей Сергий Мовсесян, Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский, Антуан Аржаковский (Колледж св. Бернарда, Париж), доцент МДАиС священник Михаил Желтов, о. Михаил Олекса, о.Амвросий (Макар), митр. Афинагор Бельгийский, о. Кирилл (Говорун), библеист Михаил Селезнев, митр. Дометиан Видинский из Болгарской Православной Церкви, еп. Филарет Львовский, о. Филарет (Егоров), о. Леонтий (Тупкало), еп. Иларий Макаровский, о. Арсений (Соколов), епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, иеромонах Евфимий (Моисеев), профессор МДА В.М. Кириллин, директор Института Синергийной Антропологии С .Хоружий, архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), О.А. Седакова, С.С. Аверинцевмитрополит Прусский Элпидофор (Константинопольский Патриархат), сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянови др.

Среди прошедших конференций многие были посвящены истории Русской Церкви, в том числе святым отцам: преп. Сергию Радонежскому, преп. Андрею Рублеву, преп. Нилу Сорскому (1994 год), преп. Паисию Величковскому, преп. Серафиму Саровскому, проходившей в 1996 год — во время этой конференции по свидетельству участницы к.ф.н, доцента Свято-Тихоновского Богословского университета, Московского психолого-пед. ун-та, Библейского Богословского института г. Москва и института стран Азии и Африки при МГУ Ирины Багратион-Мухранели, братья обратились к  митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову) за благословением. Он сидел среди гостей, но вышел к братьям и сестрам и благословил всех;

монастырям: Оптиной пустыни и другим русским обителям, Русской Православной Церкви в XX веке, а также Поместному Собору 1917–1918 гг. Другие темы касались афонских и других восточных подвижников.

В 2005 году  в Бозе был открыт Музей икон. Он состоит из нескольких залов, находящихся в подвальном помещении одной из современных монастырских построек. Все четыре иконописца (брат Норберто, сестры — Лара, Рафаэла и Аннахиара) происходят из монашеской общины и овладели искусством иконографии в Италии. Один из них — монах Норберто проходил непродолжительную практику в Свято-Тихоновском университете в Москве. Иконописцы Бозе пишут иконы и выполняют настенные фрески исключительно по заказам. Лучшие их работы выставляют в алтарной части монастырского храма. Часть икон попадает и в свободную продажу  монастырского магазина.

Активное участие в обсуждении предложенных тем на конференциях практически ежегодно принимают члены Преображенского содружество малых православных братств — модернистского сообщества (иначе секты) заштатного священника Георгия Кочеткова во главе с самим «гуру» в качестве представителей подразделения этой секты — «Свято-Филаретовского института».

Параллельно с основными с 2007 года в Бозе стали ежегодно проводиться экуменические конференции совместно с модернистами и экуменистами Библейского Богословского института г. Москва : Обсуждались следующие темы: «Апостолы Петр и Андрей — икона будущего», «Соборность, концилиарность и общение: от Хомякова до Зизиуласа«, «Всеединство и универсализм», «Богословие личности в восточном и западном христианстве», «Богословие красоты», «Единство церкви: экуменическое богословие и герменевтика в эпоху постмодерна» (2012 год), «Экуменическое богословие и герменевтика в эпоху постмодерна» (тему продолжили в 2013 году), «Богословие общения» (2014 год).


11-18 сентября 2005 года в монастыре Бозе (Пьемонт, Италия) проходил XIII симпозиум, посвященный вопросам православной духовности. Цель инициативы заключается в том, чтобы дать возможность обменяться мнениями и вместе поразмышлять над общими корнями христианской духовности, об это сообщала Патриархия.Ru.

Одной из главных тем симпозиума является творчество и духовное наследие великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева, а также роль русской иконы в духовной и литургической традиции Православия.

Предстоятель Русской Православной Церкви направил собравшимся на очередной богословский симпозиум приветственное послание, в котором отметил, что иконопись с первых веков Христианства воспринималась не просто как изобразительное искусство, а как выражение веры Церкви, «богословие в красках», раскрывающее великую благочестия тайну – воплощение Бога Слова.

Патриарх Алексий выразил убежденность в том, что современный человек, «потерявший духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, с помощью иконы, возводящей его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю, «Который, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8)».

В работе научного форума участвуют богословы и ученые из разных стран мира, представляющие Русскую и Константинопольскую Православные Церкви, Римско-Католическую Церковь, а также некоторые протестантские деноминации, в том числе епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)выступивший с докладом «По образу и подобию». Богословие иконы в Православной Церкви» и Л.Н. Ратнер, преподаватель модернистских учебных заведений: общедоступного университета А. Меня и Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие»


В 2006 году прошла очередная конференция по теме «Миссия Русской православной церкви». В конференции приняли участие представители Русской, Константинопольской, Болгарской, Сербской, Греческой, Американской, Армянской и других церквей, а также светские специалисты. Прозвучавшие доклады касались как общих проблем проповеди в современной России, так и исторических примеров миссионерской деятельности Российской церкви. Среди докладчиков были: руководитель Миссионерского отдела РПЦ архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, издатель Вестника РХД проф. Н.А. Струве, проф. Г.М. Прохоров и другие.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, о.Г.Кочетков, Д.С. Гасак. Конференция в Бозе (Италия). 2006 г.

Открыл конференцию настоятель монастыря о. Энцо Бьянки. За ним с докладом «Миссионерская деятельность РПЦ в современном мире» выступил архиеп. Иоанн (Попов). После вл. Иоанна выступили постоянный участник этих симпозиумов Г.М. Прохоров с «Заметками о русском миссионерстве XIV-XIX вв.» и его ученица Татьяна Руди с рассказом о миссии Стефана Пермского. Кроме того в первый день работы конференции оживленный интерес слушающих вызвал доклад о. Митрофана (Баданина) из Мурманска, посвященный миссии среди лопарей, организованной святыми Феодоритом Кольским и Трифоном Печенгским. О миссии св. Германа Аляскинского в тот же день рассказал о. Михаил Олекса.

На второй день работы конференции прозвучало семь докладов, в частности петербургского ученого Евгения Анисимова о церковной миссии в петровские времена, основательницы бозийских чтений Нины Каухчишвили из Бергамо на тему «Н.С. Лесков и дух миссионерства: слово человеческое и Слово Божье», молодого ученого, выпускника СФИ Бориса Кувшинского о миссионерском служении в трудах свт. Николая Японского и Симоны Мерло из Болоньи о внутренней миссии архим. Спиридона (Кислякова).

В третий, заключительный день конференции прозвучали три доклада: проф. Н.А. Струве из Парижа о проблемах миссионерства в русской эмиграции, проф.-свящ. Георгия Кочеткова о проблемах проповеди Евангелия и современной церковной жизни и представителя греческой семинарии Св. Креста в Бостоне д-ра-прот. Эмануэля Клапсиса — «Жить с Богом и свидетельствовать о Его присутствии».

Конференция с самого начала вызвала большой интерес христианской научной общественности и церковного руководства, в адрес симпозиума в первую очередь прозвучали приветствия от имени папы Римского Бенедикта XVI и патриарха Московского и всея Руси Алексия II, направившего на него официальную делегацию РПЦ.

2006 год митр. Кирилл (Гундяев) и Энцо Бьянки, конференция по теме «Миссия Русской православной церкви» в Бозе


С 16 по 19 сентября 2007 года Международный экуменический симпозиум, посвященный православной духовности собрался в 15-й раз. В симпозиуме традиционно участвовали высокие представители Католической, Православных и Реформатских церквей. В состав делегации Русской Православной Церкви входят: глава делегации епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, преподаватель МДА иеромонах Евфимий (Моисеев), профессор МДА В.М. Кириллин, сотрудники Отдела внешних церковных связей А.В. Долгов и М.В. Первушин. Приветствие участникам симпозиума направил Святейший Патриарх Алексий.

Римско-Католическую церковь в этом году представляют кардинал Акилле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации по делам Восточных Церквей, апостольский нунций в Москве архиепископ Антонио Меннини, недавно награжденный Святейшим Патриархом Алексием орденом святого благоверного князя Даниила Московского, и сотрудники Папского совета по содействию христианскому единству.

о. Димитрий СизоненкоКонстантин Сигов, о. Антоний Ламбрехтс (католик из монастыря Шеветонь), о. Митрофан (Баданин)

В перерыве между заседаниями. Монастырь Бозе, 2007 (на фото о.Павел (Великанов) — руководитель сайта «Богослов.ру»)

С. Хоружий на XV Международной конференции в монастыре Бозе, 2007 г.

В работе симпозиума также принимал участие проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (секта о.Г.Кочеткова) Д.С. Гасак.

По его благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви в форуме приняла участие делегация УПЦ, возглавил которую епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии, в состав делегации также вошли преподаватели Киевских духовных школ протоиерей Владимир Савельев, священник Сергий Говорун и сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры Виталий Беликов.

По словам епископа Бориспольского Антония (Паканича):

«очень содержательный доклад был представлен организатором конференции — приором монастыря Энцо Бьянки («Преображение в Евангелии: библейско-духовная экзегеза»), неплохой доклад подготовил протоиерей Александр Сорокин из Санкт-Петербурга («Богословие Преображения в русской экзегетической и проповеднической традиции»). Заинтересовал участников и наш докладчик, отец Сергий Говорун («Преподобный Серафим Саровский и Преображение в русской богословской мысли»). Прекраснейший доклад, если хотите, образец богословствования, представил  директор Института Синергийной Антропологии, профессор С. Хоружий из Москвы («Я увидел Живого Бога». Опыт Преображения у преподобного Силуана Афинского) — аудитория приняла его на «бис». Интересные доклады были представлены и католической стороной. Причем, поскольку традиции наши очень разные, один из докладчиков выразил, суммируя все сказанное, такую мысль: «Мы, католики, услышали в Преображении голос Бога Отца, а Православная Церковь идет путем осознания и восприятия того, что сделал Сын Божий».


С 18 по 21 сентября 2008 г. состоялась XVI-ая международная экуменическая конференция по православной традиции посвященная теме духовного Отцовства. Тема конференции звучала так: «Духовный отец в Православной традиции». Краеугольным камнем темы стало обсуждение вопросов передачи веры, инициации в христианскую жизнь на примере жизни и учительства духовных старцев. Участники конференции попытались ответить на вопрос, как «духовное отцовство» актуально практикуется монахами и монахинями, священниками и мирянами. Каждая из православных традиций — византийская, русская, сербская, болгарская, румынская, грузинская — получила возможность рассказать о своем опыте. В конференции приняли участие постоянные слушатели и эксперты конференции, а также священники, кардиналы и монахи Православной Церкви.

На конференции выступил российский литературовед, филолог, доктор филологических наук, профессор Гелиан Михайлович Прохоров с докладом «Нил Сорский как учитель», Энцо Бьянки прочитал доклад «Духовное отцовство: библейские составляющие». Также было зачитано Патриаршее Приветственное слово участникам и гостям XVI международного симпозиума, где Святейший обращается в приору: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!»

архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира делегацию УПЦ возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп. Высокопреосвященнейший Владыка выступил на открытии чтений с приветственным словом от имени Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира.


В 2009 г. темой XVII Международной экуменической конференции была «духовная борьба в православной традиции».

Экуменисты признали еретика Оригена частью православной традиции, о чем в коммунике конференции читаем:

Традиция, по крайней мере с Оригена (!!!), признает, что метафора духовной борьбы лучше всего отражает необходимость для христиан ежедневного “обращения в веру”. Монахи и монахини, начиная с Антония Великого,  совершенствовали правила этой духовной борьбы, включающие очищение как тела, так и души (сердца).

Сначала участники конференции остановились на учении Святого Писания о духовной борьбе, на отношениях между таинством Святого причастия и духовной борьбой, между очищением души (сердца) и борьбой с дьяволом. Затем были рассмотрены отдельные аспекты духовной борьбы и средства искоренения пороков: чревоугодие и телесное воздержание, печаль и неистовое веселье, а также подводные камни крайних форм аскезы, где она вступает в компромисс с физическим и психическим здоровьем человека. Однако духовное сражение не завершается борьбой против пороков; цель этой борьбы — получить, с божьей милостью, завершающие дары Святого Духа: молитву и благодать.

Участники конференции намерены обратиться к свидетельствам святых ХХ века, которые являют собой образцы открытости к благодати и стойкости по отношению к врагу на пути любви к ближнему.

В заключении участники конференции рассмотрели вопросы своей духовной борьбы (!!!) ради единства церквей в современном мире. Они надеются, что множество кратких бесед и встреч помогут глубже понять сегодняшние пути посвящения в духовную борьбу.

Этот конгресс открыл приор монастыря Бозе Энцо Бьянки. Были зачитаны приветствия от патриарха Константинопольского Варфоломея, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, папы Бенедикта XVI и др.

На фото: ректор СПбДА епископ Амвросий, митр. Каллист (Уэр), архим. Амвросий (Макар) на конференции в Бозе

Первый доклад «Духовная борьба: библейские составляющие» представил Энцо Бьянки. Он рассказал о библейском взгляде на духовную брань и тех предостережениях, которые мы видим уже в библейском тексте. По его словам, Библия говорит о страхе, обращающем нас в рабство и приводящем ко греху, о страхе смерти и о возможностях преодоления человеком этих страхов. Он также сказал, что каждый грех — это неловкая попытка человека бороться со страхом смерти. Э. Бьянки предложил своего рода «грамматику» духовной брани, ее правила. По Библии, источник всего в человеке коренится в его сердце, оттуда исходит все злое, но там же хранится и образ Божий. По его мнению, необходимое для духовной брани оружие лучше всего описано ап. Павлом в Послании к ефесянам. Сказав о том, что духовная брань основывается на вере в Воскресение Христово, Э. Бьянки закончил свое выступление словами из 144 псалма: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки».

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета «Богословие аскетического подвига» был посвящен евангельским основаниям православной аскетики. Он говорил о принципиальном отличии христианской аскетической традиции от любой другой аскетической практики, заключающемся в том, что христианская аскетика ставит своей целью не совершенствование индивидуальных способностей ветхого человека, а приобщение его ко Христу (цитируя христологический гимн ап. Павла). Ветхий человек, по его словам, защищается от страха своей гордыней, что создает иллюзию его равенства Богу, но из этого проистекает и невозможность для такого человека полюбить ближнего, который в этом свете становится скорее угрозой его индивидуальности. Утвердив Церковь, Господь дал другие основания и для межчеловеческих отношений. В этом парадокс жертвы как образа мысли и способа жизни: отдача становится источником получения, а смерть — началом жизни. Закончил свое выступление митрополит Филарет отсылкой к Николаю Кавасиле, призвавшему славословить Господа ради Него Самого, как и совершать аскетический подвиг не ради самого себя, но как путь к Господу.

Конгресс продлился четыре дня, в нем приняли участие около 250 человек. Одним из наиболее интересных сообщений католических богословов стал доклад проф. Эрве Леграна, освещавший традиционное понимание «общения даров», опирающееся на слова апостола: «Каждый служи тем даром, который получил». Особое внимание участников в последние дни работы конгресса привлекли доклады митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) и митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), затрагивавшие проблемы духовной борьбы в современном мире.


XVIII Международная экуменическая конференция прошла 8-11 сентября 2010 г. Мероприятие было посвящено «общению и уединению». Она продолжила серию конференций, посвященных православной духовной традиции, которые ставят своей целью раскрыть западному христианству восточно-христианский опыт духовной жизни и направлены на развитие диалога между церквами. В конференции участвовало 13 епископов православных церквей (в том числе 5 епископов РПЦ), 9 католических епископов, большое число священников, монахов, монахинь, а также мирян — всего около 220 человек. В их числе — трое представителей Свято-Филаретовского института: руководитель Методического центра по миссии и катехизации В.И. Якунцев, декан богословского факультета З.М. Дашевская и зав. учебно-методическим отделом Л.Ю. Мусина.

Тема конференции — «Общение и уединение» — была, на первый взгляд, ориентирована на рассмотрение киновиальной (общежительной) и анахоретской (отшельнической) форм монашеской жизни, истории и опыта монашества. Однако это рассмотрение не осталось в академической плоскости, с первых же выступлений выявив вопросы вполне современные, острые для сегодняшней церковной жизни, касающиеся всех категорий людей в церкви и всех церквей: о соотношении свободы и послушания, харизмы и институции, личного спасения и служения.

Монашество, как отмечалось в ряде докладов, — и в его отшельнической, и в общежительной форме — стоит сегодня перед проблемой индивидуалистического настроения, которое в принципе противоречит определению церкви, поскольку, по словам еп. Бачского Иринея (Сербская православная церковь),

«соборная церковь — это не просто собрание людей, это их общение, из которого и складывается единство церкви».

Проф. Петрос Василиадис

Проф. Петрос Василиадис

Проф. Петрос Василиадис (университет Салоник, Греция) в своем докладе говорил о том, что в христианской экклезиологии борются две тенденции: «очистительная», понимающая церковь как «лечебницу», направленная на внутреннее «анахоретство», и евхаристическая, понимающая церковь как литургию и общение. Уже в первые века существования церкви в ней под давлением гностицизма и неоплатонизма произошло смещение акцента от евхаристической общины в сторону идеи возвращения к изначальной чистоте, и тогда библейский («горизонтальный») аспект экклезиологии — общение в евхаристической общине — оказался вытесненным «вертикальной» сотериологией, следствием которой неизбежно стала индивидуализация общения с Богом, появление вертикали иерархических посредников в этом общении и, параллельно, закрепление чисто мирских отношений в общественных явлениях. Эта тенденция является магистральной в истории, однако она не должна отождествляться с целями подлинного монашества. История знает целый ряд «корректирующих действий» и противостояния таким явлениям, начиная с Афанасия Великого и далее — Василия Великого, Максима Исповедника и других. Тем не менее негативные моменты продолжали действовать, чему способствовало то, что в своей истории церковь часто шла в фарватере государства.

 Конференция в Бозе

На основе анализа сочинений Василия Великого, прежде всего его «Кратких правил» и «Пространных правил», настоятель бенедиктинского монастыря Мишель Ван Парейс (Шеветонь, Бельгия) показал отношение к монашеству этого великого святого, который, разочаровавшись в опыте уединения, решил развивать аскетику в общине. Для Василия Великого аскетика означала в первую очередь общение между христианами, которое он строил на библейском основании. В своих сочинениях св. Василий рисует модель церкви как аскетической общины, послушной Слову Божьему, — при этом невозможно «проживать Писание», иначе как в общинно-братской среде. Понятие «евтаксии» (порядка, благочиния), которому св. Василия уделял большое внимание, означало для него соборность и включало в себя общение между церквами. Строя церковь как «агапе», которая действует через послушание — прежде всего послушание старшему, — необходимо, согласно св. Василию, брать за образец послушание Христа Отцу — а это было послушание в общении.

Конференция в Бозе

Вопрос о старшинстве в церкви в связи с существованием в ней монашества был поставлен на конференции как проблема. Канонически монашество реализуется в рамках своих поместных церквей, под омофором своих епископов, но, с другой стороны, монахи живут в полном послушании своему игумену, и это нередко приводит к противоречиям. Епископ Ириней Бачский выразил большую тревогу по поводу того, что иногда монахи, объединяясь вокруг своего «гуру», ощущают свою самодостаточность и считают себя чем-то вроде новой инквизиции, при этом ориентируясь часто совсем не на церковные идеалы, а на националистические и т. п. Эти течения «криптоманихейства», как обозначил их владыка, ведут монахов к отпадению от церковного общения, в первую очередь общения с епископом, обессмысливая тем самым любую аскезу. Епископ Выборгский Назарий, настоятель Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, также отметил как сложную обстановку в современных монастырях, так и проблематичность современных «тайных монахов в миру», которыми иногда объявляют себя люди с совершенно нецерковными установками и не соотносящие себя в церкви ни с кем.

В связи с этим нельзя было не задуматься над вопросом о церковной соборности, о ее воплощении в жизни церкви, о том, кто может сегодня говорить от имени Церкви в церкви. Чей голос в настоящее время является голосом народа Божьего? Вопрос этот, однако, ответа на конференции не получил, подтверждая тем самым, что здесь действительно коренится проблема. Из откликов, которые прозвучали со стороны ряда епископов, было видно, что церковь рассматривается ими исключительно в аспекте церковной структуры, и тогда оказывается, что единственным выразителем голоса церкви является епископ.

Хью Уайбру дает интервью преподавателям СФИ В.И. Якунцеву и З.М. Дашевской

Хью Уайбру дает интервью преподавателям СФИ В.И. Якунцеву и З.М. Дашевской (Секта о. Г.Кочеткова)

Прозвучала целая серия докладов, посвященных соотношению отшельнической и общежительной традиций в истории византийского, сирийского, русского и западного монашества. Обсуждался ряд исторических проблем: насколько открытым или закрытым к окружающему миру могло быть монашество; почему в отдельные периоды истории отшельничество оказывалось под запретом; только ли в монашеской среде развивалась аскетика; почему монашество, первоначально нередко бывшее миссионерским, в конце концов миссионерствовать совершенно перестало.

Большое внимание привлекла тема старчества как особого служения миру и проявление неиерархического старшинства по евангельскому принципу «кто хочет быть первым, пусть будет всем слугой» (Мк 9:35). Старчество возникло из милосердного сочувствия к ближним и дальним и засвидетельствовало, каким может быть подлинный плод монашества в тех случаях, когда келья оказывается школой любви и сострадания; когда, в соответствии с призывом св. Ефрема Сирина, уход в пустыню направлен не на то, «чтобы одичать, но чтобы смягчить живущих в мире».

Слева направо: Л.Ю. Мусина, З.М. Дашевская, митр. Германский Серафим, В.И. Якунцев

Слева направо: Л.Ю. Мусина, З.М. Дашевская, митр. Германский Серафим, В.И. Якунцев

Митр. Германский Серафим (Румынская православная церковь) и д-р Афанасий Папафанасиу (Греция) рассказали о своих духовных учителях, старцах ХХ века Клеопе из Сихастрии и Порфирии Кавсокаливите из Афин, стяжавших большую известность и имевших множество духовных чад. Старец Клеопа провел всю свою жизнь в монастырях, а старец Порфирий, напротив, в 25-летнем возрасте покинул Афон и поселился в гуще городской жизни в Афинах. Оба они, однако, считали при этом главной христианской добродетелью все то, что укрепляло любовь и общение.

В связи с учением старца Паисия А. Папафанасиу предложил заново взглянуть на ключевое положение евхаристической экклезиологии, видящей в евхаристии сердце мира и источник жизни церкви. Старец же учил, что источником христианства является «агапе» (любовь), и докладчик поставил вопрос о том, как надо относиться к любви — как к плоду евхаристии или как к условию того, что евхаристия может совершаться? Вся история старчества, как представляется, ясно отвечает на этот вопрос, отдавая именно любви роль источника. В церкви такой опыт, однако, нередко затушевывается: митр. Серафим посетовал, что фундаменталистские круги «инструментализируют» известных отцов, вкладывая в их уста свои мысли и делая отцов орудием пропаганды собственных целей.

Глеб Запальский (МГУ, Россия) в своем докладе об Оптиной пустыни напомнил о том неоднозначном отношении, которое вызывали старцы в конце XIX в. Некоторые епископы вели против них борьбу: «Это анархисты… они отбирают от епископа его паству… Такой старец… для народа и епископ, и врач, и судья, и ходатай по делам… Я бы разогнал всех этих старцев… и послал бы их копать огороды».

В дискуссии прозвучало важное свидетельство от митр. Димитриадского Игнатия (Элладская православная церковь), что «нельзя противопоставлять харизму и институцию».

Конференция в монастыре Бозе

Нельзя не благодарить организаторов конференции за то, что на ней в течение четырех дней в открытой и доброжелательной атмосфере шел содержательный и глубокий разговор, что заявленная тематика получила разностороннюю разработку. Но при этом невозможно не отметить — и это не вина организаторов — что сегодняшние христиане охотнее решают проблемы в прошлом, чем в настоящем. Вопросы о сегодняшнем диалоге с миром, об открытости к современному обществу остались, к сожалению, вне серьезного обсуждения. Участникам конференции не удалось сформулировать, каким образом монашеские ценности могли бы быть сегодня интегрированы в жизнь всех членов церкви — в том числе тех, кого называют мирянами, но не желающих оставаться «мирскими». Остается открытым вопрос, что нужно практически делать сегодня, чтобы накопленный бесценный опыт мог всерьез воздействовать на жизнь всего народа Божьего, действительно служа катализатором его духовной жизни.

Докладчики и гости тогда рассмотрели различные виды монашеской жизни в православной традиции: общежитие, скиты, отшельничество – в их историческом развитии…

Казалось бы, после такого обширного (и многолетнего) ознакомления с Православием, все присутствующие должны были бы неминуемо порвать со своими еретическим прошлым и вступить на путь истинной веры. Ан нет! Так, итог конференции 2010 года подвел один из ее главных организаторов, «брат» монашеской общины Бозе Адальберто Майнарди: участники форума ожидаемо сошлись во мнении, что «общение и уединение в истории монашества нет смысла противопоставлять, это два вектора, которые всегда дополняли друг друга, придавая полноценность жизни монахов». Вот уж воистину, «ветии многовещаннии, но не богопросвещеннии не разумеют…»


7 сентября 2011 года начала свою работу XIX Международная экуменическая конференция по изучению православной духовности, которая посвящена исследованию темы «Слово Божие в духовной жизни». Работу форума приветственным словом открыл настоятель монастыря Энцо Бьянки, который отметил, что «миссией обители в Бозе является нахождение путей по сближению христиан». Брат Энцо также представил наиболее известных участников конференции.

Затем прозвучало приветствие Вселенского Патриарха Варфоломея, которое зачитал архимандрит Афинагор (Фасиоло) — представитель архидиоцеза Константинопольского Патриархата в Италии и Мальте. В своем послании Святейший Патриарх Варфоломей отметил важность изучения Священного Писания, поскольку «Библия — это воздух, которым дышат все подводники и святые». Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было оглашено епископом Краснослободским и Темниковским Климентом. в своем обращении к участникам форума Святейший Патриарх Кирилл отметил, «молитва Церкви пропитана словом Божием», «правильное толкование которого возможно лишь при откровении Святого Духа». «Только силой Святого Духа мы можем понимать Писание», — сказано в послании Предстоятеля Русской Церкви. Затем Энцо Бьянки огласил приветствие Папы Римского Бенедикта XVI, в котором была отмечена важность конференции в Бозе. Папа Бенедикт XVI указал, что Священное Писание является общим фундаментом для христиан различных конфессий.

После оглашения приветствий епископ Мессенийский Хризостом (Константинопольский Патриархат) выступил с сообщением на тему «Библия в Литургии», в котором представил обзор развития традиции использования Священного Писания во время Евхаристии начиная с раннехристианских времен до эпохи поздней Византии.

В продолжение первого дня конференции прозвучал доклад проректора по научной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Юревича «Слово в жизни народа Божия: святитель Иоанн Златоуст». В своем выступлении отец Димитрий показал актуальность использования творений святителя Иоанна для популяризации чтения Священного Писания у простых христиан. А именно — несомненные литературные и общекультурные достоинства толкований Златоуста прививают стремление у читателей к более глубокому изучения Библии. Кроме того, обязательное наличие в писаниях святителя нравственного компонента убеждает христианина в обязательности применения моральных норм Нового Завета в повседневной жизни.

После представления доклада началась дискуссия, в ходе которой были обсуждены следующие вопросы: наличие схоластических тенденций в литургических толкованиях святого Николая Кавасилы, актуальность историко-критического метода для экзегезы Священного Писания, уподобление христианина Христу по средством Евхаристии.

В начале второй сессии, которая проводилась после обеденного перерыва, было озвучено послание Святейшего Патриарха Антиохийского Игнатия IV, а также обращение главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха.

После оглашения приветствий прозвучало два выступления. Доклад на тему «Преподобный Ефрем Сирин, певец слова Божия» представил профессор Оксфордского университета Себастьян Брокк. Профессор Брокк рассказал об особенностях рассуждений святого Ефрема Сирина о богопознании и возможностях человека в деле постижения тайн Божиих. По мнению ученого в творениях преподобного Ефрема органично сочетаются апофатические и катафотические тенденции. О Священном Писании святой говорит как о наиболее удобном источнике для желающего познать Божественные тайны, поскольку через текст Библии на благоговейного читателя влияет Святой Дух. Насельник монастыря Бозе Луиджи д’Аяла Вальва зачитал доклад на тему «Библия в духовном опыте отцов пустыни», в котором представил собственное видение традиции изучения Священного Писания египетским монашеством III-IV вв. Докладчик указал на то, что чтение Библии имело место как в литургическом, так и в келейном укладе жизни древних отшельников. По окончании выступления состоялась дискуссия, в ходе которой профессор Брокк и Луиджи Вальва ответили на вопросы слушателей.

10 сентября митрополит Иларион выступил на закрытии симпозиума с докладом на тему: «Значение Священного Писания в современном православном богословии». Выступление председателя ОВЦС касалось Священного Писания как части церковного Предания. Митрополит Иларион рассказал собравшимся об экзегетических методах, использовавшихся Отцами Церкви, а также об отношении Православной Церкви к современной библейской критике.

После выступления митрополит Иларион выразил благодарность приору общины Энцо Бьянки и всей общине Бозе за инициативу проведения подобных встреч, благодаря которым западные христиане могут ближе познакомиться с православной традицией. В память о посещении владыка преподнес общине икону преподобного Исаака Сирина с памятной надписью.

В свою очередь, Энцо Бьянки поблагодарил высоких представителей Поместных Православных Церквей за активное участие в работе симпозиума. Он выразил благодарность Святейшим Патриархам Константинопольскому Варфоломею и Московскому и всея Руси Кириллу, на протяжении почти двух десятилетий проявляющим внимание и оказывающим поддержку монастырю и его деятельности в пользу межхристианского диалога.

Приветствуя председателя ОВЦС, приор общины Бозе подчеркнул:

«Владыка Иларион – многолетний друг нашей общины. Впервые он приехал сюда, еще будучи молодым иеромонахом, и впоследствии принимал участие во многих симпозиумах по православной духовности, организованных нашей общиной. Ныне, будучи председателем ОВЦС Московского Патриархата, митрополит Иларион ведет огромную работу, осуществляя контакты с Поместными Православными Церквами. Только в течение последнего месяца он встречался с Патриархами Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским. По личному приглашению Святейшего Патриарха Варфоломея он посетил его родину – остров Имврос. Мы молимся за владыку Илариона и желаем процветания Русской Православной Церкви».

По окончании симпозиума «Слово Божие в духовной жизни» приор общины Энцо Бьянки дал обед в честь гостей из Константинопольского и Московского Патриархатов. На трапезе присутствовали митрополит Прусский Элпидофор (Константинопольский Патриархат), митрополит Волоколамский Иларион, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов.

После обеда состоялась встреча председателя ОВЦС с митрополитом Элпидофором, в ходе которой иерархи обсудили актуальные вопросы межправославных и межхристианских отношений.


С 5 по 8 сентября 2012 года проходила ХХ международная экуменическая конференция “Человек – домоправитель творения Божьего”. Как сообщает официальный сайт Московской Патриархии, приветственное послание участникам экуменической конференции направил Патриарх Кирилл.

«Тема нынешнего обсуждения «Человек — домоправитель творения Божия» является весьма актуальной и дает возможность осмыслить с христианской точки зрения проблему взаимоотношений человека с окружающим миром», — в частности говорится в патриаршем приветствии собравшимся в Бозе.

«Русская Православная Церковь уделяет внимание вопросам экологии, а также трудится на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. В связи с этим полагаю важным совместное богословское обсуждение экологических проблем с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмен опытом в рамках межхристианского и межрелигиозного диалогов», — сообщил Патриарх.

БОГОМЕРЗКОЕ БОЗЕ: на очередном экуменическом форуме еретики праздно обсудили православную духовность.

На тему конференции высказались ведущие православные и католические модернисты и экуменисты: кардинал Роже Эчегарай, митр. Иоанн Пергамскиймитр. Герман Волгоградскийархиеп. Антоний (Паканич)еп. Амвросий Гатчинскийсербский епископ Андрей Ремесианскийо. Джон Беро. Иоанн Хриссавгисо. Иов (Геча)о. Порфирий (Шутов)о. Митрофан (Баданин)Константин Сигов, а также восходящие звезды модернизма Тамара Грдзелидзе из Всемирного совета церквей и Пантелис Калаицидис из Православной академии в Волосе.

Также от Русской Православной Церкви участие в этом экуменическом форуме принимали митрополит Волгоградский и Камышинский Герман и архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, а также сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон Алексий Дикарев.

Белорусский Экзархат на форуме представляли: прот. Николай Болоховский, преподаватель Минских духовных школ, иерей Сергий Мовсесян, начальник учебно-методического отдела Института теологии Белорусского госуниверситета. Делегацию возглавил Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский.

1347644368_9-15-bogomerzkoe-boze-7

слева митр. Иоанн Пергамский, справа еп. Амвросий Гатчинский

1347643538_9-15-bogomerzkoe-boze-1

На церемонии открытия глава делегации Московского Патриархата епископ Гатчинский Амвросий (на фото) огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла организаторам и участникам встречи.

1347644413_9-15-bogomerzkoe-boze-4

Участниками конференции в аббатстве Бозе также были представители из Италии, Германии, Франции, США, Сербии, Греции, Ливана и Украины.

Третий день конференции был посвящен этике отношений человека с окружающей средой. Ключевыми для христианского понимания этой проблемы стали слова из послания апостола Павла к Римлянам:

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:19-23).

Участники конференции говорили о том, как современное христианство может помочь страдающему миру исцелиться от его ран.

О евхаристии как благодарном возвращении Богу данного им дара говорили ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний, архимандрит Иов (Геча) (Job Getcha). Евхаристия открывает путь преображения мира, исцеления его от тления. Человек как священник творения берет в свои руки мир, чтобы принести его как жертву Богу, вернуть Отцу преображенный его творческими усилиями дар.

Человек связует дух и материю, видимое и невидимое, поэтому невозможно вылечить раненную землю, не вылечив раненную душу человека. О необходимости и значении аскетики в жизни современного мира говорили в своих докладах митрополит Германский Серафим (Жоанта), архидьякон Иоанн Хриссавгис (John Chryssavgis). Неоднократно на конференции звучала мысль о том, что современный человек нуждается в аскетике самоограничения, в умении довольствоваться необходимым и делиться имеющимися благами, в готовности внимательно прислушиваться к простым и мудрым людям.

Аскетика позволяет человеку по-новому увидеть землю, на которой он живет, — не с точки зрения своей пользы, а бескорыстным взглядом молитвенного созерцания ее красоты. Такой благословляющий взгляд оказался запечатлен в православных иконах и фресках, о чем рассказала в своем докладе Анка Василиу (Anca Vasiliu).

Разговор о новом видении и новом отношении к природе, которое можно определить как «бережное вслушивание», поставил вопрос о том, насколько корректно вообще использовать слово «домоправитель» для определения отношений человека к окружающему миру.

В заключение третьего дня конференции прозвучал доклад профессора из Бейрута Антония Кубрана (Antoine Courban) о новых подходах к творению, которые предлагает современная наука. Слушатели с удивлением узнали, что наука давно уже отказалась от идеи детерминированности природы. Дерево — материальная система, но система глобальная, имеющая внутренний принцип в самой себе, развивающаяся и разветвляющаяся, зависящая в своей индивидуальности от пролетевшей мимо нее бабочки. Природа не мать, а подруга, с которой человек может вступать в отношения свободного диалога.

Подводя итоги конференции, постоянный член оргкомитета монах Шеветонского монастыря Мишель Ван Парейс (Michel van Parys) отметил, что человек — «лаборатория космического творения, центр интереса Творца» — не должен опускаться до идолопоклонства перед природой, но и не должен и безраздельно и бездумно властвовать над ней. Он призван вчитываться в книгу-природу, сохраняя изумление перед творением Божьим, — тогда земля может стать для нас поистине теофорным местом, неопалимой купиной, в которой являет себя Божий Лик.

Завершая работу конференции, настоятель монастыря Бозе Энцо Бьянки поблагодарил Вселенского патриарха Варфоломея I и патриарха Московского и всея Руси Кирилла за их деятельность по защите окружающей среды, а также за приветствия, присланные в адрес конференции, и делегации, принявшие участие в ее работе. Энцо Бьянки отметил также, что конференция дает возможность представителям различных церквей быть вместе в духе братства, слушать друг друга, обмениваться дарами своих церквей, что истоки экологического кризиса не в состоянии окружающей среды, а в сердце человека, а потому всем нам так важно являть пример подлинной христианской жизни.


С 17 по 20 октября 2012 в монастыре Бозе проходила еще одна международная конференция совместно с модернистским и экуменическим Библейским Богословским институтом г. Москва на тему «Единство церкви: экуменическое богословие и герменевтика в эпоху постмодерна»

Открывал конференцию ректор ББИ — Андрей Бодров, с докладами, воспевающими экуменизм, выступали зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор,преподаватель введения в философию и логику, религиозной философии, философии религии СФИ (секта о. Г.Кочеткова) Григорий Гутнер, и представитель Института всеобщей истории РАН в Италии, секретарь приходского совета русской церкви св. ап Андрея Первозванного в Неаполе Михаил Талалай.


14 мая 2013 года в экуменическом монастыре Бозе (Италия) побывал самый маститый из экуменистов — Патриарх Константинопольский Варфоломей.

Предлагаем видеоотчет об этом визите


7 сентября 2013 года завершилась XXI ежегодная международная экуменическая конференция. В этом году ее тема была вдохновлена книгой известного русского богослова и крупного модерниста и экумениста «Парижской школы» Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни». В конференции приняли участие представители большинства православных церквей и многих духовных школ. Официальную делегацию Московского Патриархата возглавлял ректор Коломенской семинарии епископ Зарайский Константин (Островский). Свято-Филаретовский православно-христианский институт представляли ректор священник Георгий Кочетков и проректор Дмитрий Гасак.

Свои приветствия участникам конференции направили главы крупнейших христианских конфессий. От имени патриарха Московского и всея Руси Кирилла участников приветствовал митрополит Волоколамский Иларион.

священник Георгий Кочетков и Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский

о.Амвросий (Макар) и о. Г. Кочетков

в центре — Константин Сигов

Антуан Аржаковский

Эта конференция — приглашение к размышлению «о тех знаках, которые ход времени запечатлевает на нашем теле, уме, сердце, и на нашей духовной жизни», — сказал, открывая конференцию, приор Бозе о. Энцо Бьянки. Поднять такую тему устроителей вдохновила книга Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни» (эта книга была впервые переведена на русский язык и издана Свято-Филаретовским институтом). В течение четырех дней прозвучало 16 докладов, авторы которых обращались к Священному писанию и святоотеческому наследию Западной и Восточной церкви. Специального доклада о самом Павле Евдокимове не было, однако об одном из его учителей отце Сергии Булгакове рассказал на круглом столе Антуан Аржаковский (Колледж св. Бернарда, Париж).

Доклад доцента МДАиС священника Михаила Желтова был посвящен таинству крещения, через которое для верующего человека открывается возможность христианской, церковной жизни. В дискуссии после доклада священник Георгий Кочетков отметил, что современная практика крещения очень далеко ушла от древней литургической традиции. В этой связи встает вопрос о применении к современной жизни всех духовных этапов, связанных с крещением, а значит, не только о переводе и осмыслении традиции, но и о литургическом творчестве.

Профессор Фессалоникийского университета Петрос Василиадис в своем докладе прокомментировал выражение св. апостола Павла «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Этапы духовной жизни в богословии св. Исаака Сирина и сирийской традиции, которая вслед за апостолом Павлом различает «плотского», «душевного» и «духовного» человека, анализировал в своем выступлении профессор Себастьян Брок (Оксфорд). С докладом «Духовная полнота в миру согласно древней святоотеческой и монашеской традиции» выступил Симеон Пасхалидис (Фессалоникийский университет). Западную монашескую традицию представлял игумен Михаил Ван Парейс (Шевтонь, Бельгия) с докладом «Лестница смирения и братское общение по учению святого Бенедикта».

Продолжая затронутые темы полноты духовной жизни и ее общинно-братского измерения, священник Георгий Кочетков отметил, что для воплощения церковного предания в современной жизни недостаточно утверждать лишь две парадигмы — монашескую и семейную.

«В постконстантиновский период истории церкви церковная жизнь и духовное возрастание все более связаны с общинно-братским иноческим путем, который снимает противоположение брачного и небрачного путей, по-другому решая вопрос о бытовой и духовной жизни. Этот путь укоренен в христианской традиции с древности, он начал свое возрождение примерно с конца XVIII века и для Русской церкви стал наиболее заметным в XX веке. Этапы духовной жизни в этой парадигме строятся особым образом, отличным от монашеского и семейного пути», — сказал отец Георгий.

Одним из духовно значимых событий стала молитва о наступлении мира в Сирии, к которой в дни работы конференции епископ Рима папа Франциск призвал верующих всех конфессий. Предстоятели православных церквей и все участники конференции искренне откликнулись на это обращение.

Дмитрий Гасак (секта о.Г. Кочеткова)

Во время своей поездки в Италию отец Георгий со своими спутниками также посетили друзей Преображенского братства и Свято-Филаретовского института из итальянского движения христиан-рабочих АКЛИ в Ломбардии. Здесь они тоже приняли участие в молитве о мире. «В субботу в семь часов вечера в храм пришли люди и молились, — рассказал Дмитрий Гасак. — Нам было радостно разделить с ними эту молитву. Их неравнодушная реакция на обращение папы говорит о какой-то непосредственной связи, существующей между самыми разными людьми».


В сентябре 2014 года проходил XXII Международный экуменический симпозиум, посвященный православной духовности. Многие православные и католические экуменисты и модернисты объединились по девизом – «Блаженны миротворцы».

Организаторами симпозиума, который продлится с 3 по 6 сентября, выступили экуменическая псевдомонашеская община в Бозе и ряд Поместных Православных Церквей.

Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин выслал в адрес участников симпозиума от имени Папы приветственную телеграмму:

Святой Отец, передает организаторам и участникам свои приветствия и благие пожелания, полностью одобряя эту инициативу. Я надеюсь, что эти дни научных обсуждений и дискуссий будут способствовать пробуждению осознания возможности жить и свидетельствовать о мире, возвещаемом через Христа, искренними братскими отношениями, угашающими споры, преодолевающими недоверие и пробуждающими надежду.

В числе докладчиков мы обнаруживаем митр. Каллистоса (Уара), митр. Афинагора Бельгийского, еп. Андрея (Чилерджича) из Сербской Православной Церкви, о. Джона Бэра из Американской автокефальной церкви, о. Кирилла (Говоруна), о. Иоанна Хриссавгиса, библеиста Михаила Селезнева, Наталью Игнатович из секты о. Георгия Кочеткова.

Присутствовать на конференции согласились архиеп. Зосима Владикавказский, митр. Дометиан Видинский из Болгарской Православной Церкви, еп. Климент Краснослободский, еп. Филарет Львовский, о. Филарет (Егоров), о. Леонтий (Тупкало), о. Досифей (Михалюк).

Участвуют в конференции и другие завсегдатаи экуменических встреч: еп. Стефан Гомельский, еп. Иларий Макаровский, о. Арсений (Соколов), о. Алексей Дикарев, Пантелис Калаицидис, Константин Сигов, и многие другие.


С 20 по 23 октября того же года в монастыре Бозе проходила еще одна международная конференция совместно с Библейским Богословским институтом г. Москва на тему «Богословие общения» Целью конференции ставилось обсудить различные формы и способы общения в богословской перспективе, особенно в контексте современного экуменического диалога. Рабочий язык конференции — английский.