Институт Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций (далее Институт) создан  по решению Синода как постоянно действующая программа Белорусского Экзарха РПЦ. Институт не является юридическим лицом, а существует как консультационный и аналитический орган, позволяющий осуществлять контакты Белорусской Православной Церкви с другими христианскими конфессиями и иными религиями в целях достижения экуменического диалога и межрелигиозного мира. Создание Института нашло международный отклик среди представителей различных христианских конфессий, а также др. религий.

Свою задачу Институт видит в укреплении контактов между Церковью и обществом в пространстве культурного взаимодействия и обмена, в распространении духа толерантности в обществе и в поддержке социально созидающего диалога как между профессиональными богословами различных религий, так и среди простых верующих и всех людей доброй воли. Одним из направлений научных интересов в деятельности Института является анализ механизмов образования и функционирования национальных мифов и условия, при которых они способствуют возникновению или обострению конфликтных ситуаций. В сферу интересов Института также входит проблематика Всемирного этоса и выявление места и роли религии в современном глобализирующемся мире.

Встреча человека с иными ему конфессиями и религиями стала сегодня повседневным событием. Глобализация экономики и политики и ассимиляция культур привели человека в состояние взаимодействующего соседства. Последователи различных вероучительных общин живут друг рядом с другом, постоянно соприкасаются, приходят во взаимодействие. Более уже не существует никаких религиозно или культурно замкнутых регионов человеческого обитания. Поэтому, человеку современности необходима способность совместно жить с инаковерующими. Чтобы не возникало не только религиозных, но также социальных и политических кризисов человек современности должен научиться встречать иные ему веры и людей, представляющих эти веры, без предварительных условий со своей стороны. Человек должен открыто подходить к иным ему религиозным ориентациям и интенциям, чтобы понимать их, не отказываясь при этом от собственной позиции в вере. Веротерпимо жить друг рядом с другом, культурно обогащать друг друга в процессе религиозного диалога – это должно стать для современного человека методическим подходом к религии, который родственен подходу герменевтики и подчиняется тем же ограничениям. Но внутри этих ограничений человек обретает большую глубину проникновения, чем при сугубо религиоведческом анализе, исключающем теологическую компоненту. Осознавая ограниченную глубину проникновения в сущность своего предмета, исследователь начинает почтительно считаться со своим предметом. В толерантности диалогической встречи человеку предоставляется пространство для собственной и чужой веры, а также место для других способов осмысления веры, чем его собственный. Это и является установкой межконфессионального и межрелигиозного диалога.

16 декабря 2002 года состоялись открытие и презентация Института Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций, созданного в Республике Беларусь в структуре Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

На презентации присутствовали: Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который по мнению автора статьи, описывающей это событие:

не перестает удивлять культурную общественность — людей в большинстве мирских и светских, — инициативами, меняющими имидж Православной Церкви как консервативной структуры, практически закрытой для новых веяний в науке, искусстве, обществе. Благословив создание Института Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций, лидер белорусской Православной Церкви в очередной раз явил присущую ему широту мышления и политическую мудрость.

Создание Института Религиозного Диалога можно рассматривать как логический результат интенсивной работы ХОЦ им. свв. Мефодия и Кирилла, которым были перед этим организованы несколько конференций и семинаров с целью насаждения секулярного экуменического сознания и сомнительных психологических методик в православной среде , такие как, «Христианский контекст этики бизнеса в условиях новой Европы»,  цикл семинаров «Новые методы в психотерапии и феномен религиозной мотивации как объект научного исследования». 

Авторы заявляли:

впервые в культурном пространстве Беларуси дан пример конструктивного диалога между двумя оппозиционными категориями специалистов «по душе»: христианскими пастырями, с одной стороны и представителями «светских» наук психологии и психиатрии — с другой.

Ведущие специалисты ХОЦ им. свв. Мефодия и Кирилла — А.В.Данилов (доктор философии, профессор, заведующий кафедры религиоведения факультета теологии ЕЕУ) и Г.А.Довгялло (Вице-президент ХОЦ им. свв. Мефодия и Кирилла) — выступили на презентации Института Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций как инициаторы и руководители проекта.

Так же, как и вступительная речь Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, открывшая презентацию, краткое изложение содиректорами Института концепции проекта вращалось вокруг проблем религиозного и межконфессионального диалога. В частности, как одна из важнейших для Беларуси была обозначена проблема взаимоотношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквями:

«…очевидно, назрела необходимость совместной выработки межцерковного механизма регулирования образования не только церковно-административных структур, но и широкого межцерковного диалога, включая возможность разработки новых совместных проектов, ориентированных на достижение более глубокого взаимопонимания. Общие для нас правила должны быть не контролирующими и ограничивающими, а согласовывающими и координирующими».

Организаторы института считают, что 

проект создан с учетом специфики Беларуси, которая всегда была и является в настоящее время поликультурным, полиэтническим и поликонфессиональным пространством. Протестанты, католики, православные, иудеи, мусульмане сотни лет жили рядом на белорусских землях.

И в этом контексте особенно актуальны отчетливые экуменические установки инициаторов и вдохновителей проекта:

«…Безусловно, религиозный диалог, проводимый нашей Церковью, затрагивает не только коммуникативные отношения с Ватиканом, но также и с другими христианскими конфессиями и деноминациями, а в более широком контексте и с другими религиями, в первую очередь с традиционными для культуры и истории Беларуси: иудаизмом и исламом. Поэтому мы возлагаем надежды на создающуюся ныне в Белорусской Православной Церкви структуру «Институт Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций», который призван не только аккумулировать в себе интеллектуальный потенциал, но и стать центром притяжения людей доброй воли. Мы, здесь собравшиеся, делаем первый шаг по направлению к толерантному будущему, когда «волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей горе Моей, говорит Господь» (Ис 65:25)».

будущий протоиерей Владимир Хулап проводит экскурсию для католической делегации, 18.02.2002 года

Среди гостей, которым был представлен проект, присутствовали высокие иерархи Римско-Католической Церкви Его Высокопреосвященство Кардинал Вальтер Каспер, Его Высокопреосвященство Кардинал Казимир Свентэк, Его Высокопреосвященство Архиепископ Иван Юркович, Нунций Апостольский в Беларуси, а также видные представители католического богословия, известные церковные деятели Альберт Раух и Николаус Вирволь (Институт Восточных Церквей, Германия). Были приглашены представители Мусульманской и Иудейской общин, Их Превосходительства Чрезвычайные и Полномочные Послы в Республике Беларусь: России (г-н Александр Блохин), Германии (г-н Хельмут Фрик, помощь и содействие которого отметили с особой благодарностью организаторы проекта).

Первым псевдонаучным продуктом института, результатом совместных усилий ХОЦ им. свв. Мефодия и Кирилла и Центра Международных исследований БГУ,  явился представленный на презентации сборник исследовательских материалов «Посткоммунистическая Беларусь в процессе религиозных трансформаций».

второй слева прот. Александр Шимбалев

Сразу после презентации Институт Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций приступил к работе: 17-18 декабря 2002 год состоялась первая международная конференция Института на тему «Религиозная коммуникация сегодня: границы и перспективы».

В выступлениях конференции всесторонне анализировалось состояние современного религиозного диалога (межконфессионального, межрелигиозного), рассматривались условия конструктивной религиозной коммуникации, значимость религиозного диалога как инструмента стабильного развития в условиях трансформационных процессов, а также история религиозного диалога в Европе и Беларуси как ее части. Конференцию завершил дискуссионный Круглый стол «Почему стал труден сегодня диалог между Католической и Православной Церквями?»

Значение такого уникального начинания как создание Института Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций особенно остро ощущается в ситуации идеологического вакуума, образовавшегося с крушением тоталитаризма. Непростой, порой мучительный поиск национальной идеи — кризис, переживаемый молодыми суверенными государствами на всем пространстве бывшего Советского Союза. Свободная от дефектной религиозности духовная составляющая должна стать стержнем этих процессов.

Институтом, при поддержке Христианского Образовательного Центра им. свв. Мефодия и Кирилла, проведен ряд международных научно-исследовательских конференций: упоминаемая выше «Религиозная коммуникация сегодня: границы и перспективы» — 2002 г., «Религиозный диалог и примирение через искусство» — 2003 г., «Христианство и взаимодействующее соседство духовных ценностей в Европейском сообществе» — 2004 г., «Православие в постсоветские времена: осмысление ситуации» — февраль 2005 г., «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости» — декабрь 2005 г., в ноябре Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».

13-15 ноября 2011 года под председательством Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Минске прошла международная конференция «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы».

Конференция была седьмым по счету форумом, организованным Институтом религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусской Православной Церкви и международной общественной организацией «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла».

В работе конференции приняли участие ряд архиереев Русской Православной Церкви, а также председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, апостольский нунций в Республике Беларусь архиепископ Клаудио Гуджеротти, архиепископ-митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич, многочисленные представители других конфессий и религий, представители государственной власти, дипломаты, ученые, деятели культуры и искусства, журналисты и молодежь из 12 европейских стран.

На открытии конференции от имени председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона ее организаторов и участников приветствовал секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко. В своем докладе «Православно-католический форум: опыт совместного свидетельства о христианских ценностях в современной Европе» он рассказал о концепции и опыте работы европейского форума, идея которого впервые была предложена владыкой Иларионом в 2005 году как ответ на главный вопрос православно-католических отношений: не будучи структурно единой Церковью, можем ли мы начать действовать как единая сила перед лицом вызовов современного мира?

фото с конференции «Христианская антропология перед вызовом современности», 2013 год

С 17 по 19 ноября 2013 г. в г. Минске по инициативе Международной общественной организации «Христианский Образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла»  и Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусской Православной Церкви состоялась VIII международная межконфессиональная конференция «Христианская антропология перед вызовом современности».

Основными организаторами конференции являются Христианский Образовательный Центр (Минск), папский совет по содействию христианскому единству (Ватикан), Институт религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусской Православной Церкви (Минск). Поддержку в подготовке конференции оказывают православные и католические структуры: Минская епархия Белорусской Православной Церкви, Минско-Могилевская архиепископия римско-католической «церкви» в Беларуси, папская нунциатура в Республике Беларусь, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея Первозванного (Москва), фонд KircheinNot (Германия), фонд UrbiOrbi (Италия) и др. Данная конференция восьмая по счету в серии межконфессиональных и межрелигиозных форумов, устраиваемых православными организациями в Республике Беларусь в сотрудничестве с католическими организациями.

Среди  почетных гостей и участников конференции: митр. Минский и Слуцкий Филарет, «архиепископ» Тадеуш Кондрусевич, папский нунций «архиепископ» Клаудио Гуджеротти, представители отделов Московского и Константинопольского патриархатов, Ватикана, секретариата Совета «епископских» конференций Европы, богословских высших учебных заведений, главный раввин Белоруссии Авраам Бененсон, муфтий Шабанович, председатель мусульманского религиозного объединения в Белоруссии, представители светской науки, а также представители различных протестантских «церквей», иудейских и мусульманских общин.

maw_9034

В конференции принимали участие видные экуменисты: еп. Бакинский Александр (Ищеин), о. Августин (Никитин), о. Георгий Митрофанов, о. Александр Шимбалев, о. Дмитрий Сизоненко, о. Андрей Лоргус, о. Савва (Мажуко), о. Филарет (Егоров), о.Сергий Лепин, о. Георгий Рой, , о.Феодор ПовныйАндрей Данилов, Константин Сигов, Александр Филоненко, Алексей Бодров (ББИ), Сергей Чурсанов, член секты о. Георгия Кочеткова, Григорий Гутнер (СФИ) и др.

Предлагаем тематический список пленарных докладов заслушанных на экуменических форумах, организованных ХОЦ и Институтом (заметим, что основной упор в докладах делается на христиано-иудейский диалог):
  • Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси: «Христиане и иудеи: воля к диалогу».
  • Кардинал Вальтер Каспер, президент папского совета по поддержке христианского единства (Ватикан): «Взаимоотношения католической «церкви» с иудеями (история, современная ситуация) и работа Комиссии по религиозным связям с иудеями при папском совете по поддержке христианского единства».
  • Раввин Сендер Урицкий (Израиль): «Обоснование необходимости диалога с точки зрения ортодоксального иудаизма».
  • Архиепископ Митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич (Беларусь): «Декларация «Nostra Aetate» и развитие христианско-иудейского диалога».
  • Виктор Гамм, Директор по Восточной Европе, евангелическая ассоциация Билли Грэма (Канада): «Иудео-христианская община — очаг духовности в безнравственном обществе».
  • Леонид Менделевич Левин, Председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин (Беларусь): «Возможные пути диалога иудаизма и христианства».
  • Ксендз Марио Греттер, Секретарь по вопросам экуменизма и межрелигиозного диалога епархии Бозен-Бриксен (Италия): «Отношения между христианами и иудеями в Саду Религий».
  • Проф. Елена Михайловна Сморгунова, преподаватель колледжа «Наследие» (Россия): «Истоки и начала христианско-иудейского диалога: анализ и выводы из Антиохийского инцидента — Петр и Павел (согласно Посланиям к Галатам 2, 11-14 и некоторым другим источникам)».
  • Кардинал Теодор МакКаррик, почётный «архиепископ» Вашингтонский (США): «Неизбежный диалог – христиане и иудеи говорят вместе».
  • Преп. д-р Ханс Уко, Президент международной организации «Религии за Мир» (европейский регион)(Швейцария): «Иудейско-христианский диалог во Всемирном Совете Церквей».
  • О. Филипп Рябых, зампред ОВЦС МП (Россия): «Православно-иудейский диалог и его перспективы».
  • Иосиф Самойлович Зисельс, Председатель Генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса (Украина): «Некоторые аспекты воспитания межконфессиональной и межэтнической толерантности в проектах Евроазиатского еврейского конгресса».
  • Ксендз Роман Фигас, Директор дистанционной экуменической программы Института Экуменических Исследований Украинского Католического Университета (Украина): «Свидетельство веры и личной жертвы как путь к примирению».
  • Раввин Игаэль Йегуди (Израиль): «Межконфессиональное сотрудничество и взаимодействие в Беларуси в царские годы по книге д-ра Л.Смиловицкого «Туров» новый и адекватный взгляд на прошлое и будущее».
  • Андрей Николаевич Шуман, доцент кафедры философии и методологии науки БГУ (Беларусь): «История еврейской общины в Беларуси».
  • Инна Павловна Герасимова, Директор Музея истории и культуры евреев Беларуси (Беларусь): «Взаимоотношения христиан и иудеев в годы Холокоста в Белоруссии».
  • Леонид Кушелевич Финберг, Директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейских евреев, главный редактор издательства «Дух и литера» (Украина): «Солидарность разных вероисповеданий и национальностей в трагические годы советской истории ХХ в.».
  • Галина Вениаминовна Синило, зав. кафедрой культурологии факультета международных отношений БГУ (Беларусь): «Единые истоки и духовно-ценностные основания иудейской и христианской культур».
  • Проф. д-р Штефан Шрайнер, Евангелическо-теологический факультет Тюбингенского Университета им.Э.Карла (Германия): «Иудейская Библия — общий базис для христиан и иудеев?».
  • Иерей Алексий Васин, преподаватель Минской Духовной Академии и Семинарии (Беларусь): «Закон Божий или Закон Моисеев?».
  • Герман Яковлевич Родов, Председатель Правления Библейского общества в Республике Беларусь: «Особенности христианско-иудейского понимания Божественного Откровения».
  • Яков Зиновьевич Басин, преподаватель кафедры культурологии гуманитарного факультета БГУ (Беларусь): «Тора, Ветхий Завет, Коран: спор за общее наследие».
  • Проф. Александр Леонидович Ренанский, кафедра искусств Государственного института управления и социальных технологий БГУ (Беларусь): «Общечеловек доктор Герценштубе как иудео-христианская утопия Достоевского».
  • Муфтий Абу-Бекир Юхьянович Шабанович, Председатель Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь: «Взаимоотношения ислама и других мировых религий в Республике Беларусь».
  • Николай Сергеевич Семёнов, доцент кафедры религиоведения Института теологии БГУ (Беларусь): «Христианско-иудейский диалог в художественном контексте».
  • Проф. Михаэль Левин, заведующий кафедрой истории и теории исследований Шенкарского колледжа инженерных технологий и дизайна (Израиль): «Иудейско-христианское взаимодействие и общие темы в современном искусстве».
  • Проф. Игорь Николаевич Духан, заведующий кафедрой искусств Государственного института управления и социальных технологий БГУ (Беларусь): «Бесконечное: искусство, философия Эммануэля Левинаса и иудео-христианские образы целого».
  • Татьяна Олеговна Бембель, Директор Городской художественной галереи произведений Леонида Щемелева (Беларусь): «Творческая мастерская «Басталия»: опыт исследования взаимодействия белорусской и еврейской национальных культур».
  • Владимир Николаевич Усоский, заведующий кафедрой финансового и банковского дела БГЭУ (Беларусь): «Влияние иудейских и христианских ценностей на экономику».
  • Ольга Александровна Соболевская, доцент Гродненского государственного университета (Беларусь): «Экономический контекст иудео-христианского взаимодействия в Беларуси (конец 18-го — начало 20-го века)».
  • Г-н Джулио Приджони, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Республике Беларусь (Италия): «Глобальные экономика и финансы в свете религиозных ценностей».

По инициативе Института и при поддержке Христианского Образовательного Центра им. свв. Мефодия и Кирилла в рамках конференций проводятся экуменические культурные акции, помогающие так сказать более наглядно раскрыть обсуждаемые темы.

на фото: Развитие экуменизма через Католическую мистерию «Извещение Марии» в рамках проекта Международной программы «Европейские мосты», Минск, 2003 год

Так, в 2003 году в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького в рамках Международной программы «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» и при поддержке таких организаций, как Фонд «Entraide d’Eglises (Бельгия)», Фонд «Христианская Россия» (Италия), Духовная библиотека «Каритас» (Москва), Внешэкономбанк (Беларусь),, Приорбанк (Беларусь) была поставлена католическая пьеса Поля Клоделя «Извещение Марии», в 2004 году в Минске прошел концерт ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета., в 2005 году состоялся концерт духовной музыки «Мистерия голоса».

Предпосылкой для создания программы «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» стало открытие в Беларуси «ИНСТИТУТА РЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» в декабре 2002 года как официальной структуры Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

Во время презентации института Митрополитом Филаретом и Кардиналом Каспером была отмечена необходимость более активного участия Церкви в современных процессах общественной, научной и культурной жизни через организации такого рода.

Программа «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» была предложена ведущими специалистами Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла» – А. В. Даниловым, доктором философии и кандидатом богословия, профессором, заведующим кафедры религиоведения факультета теологии ЕГУ, директором Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций  и Г. А. Довгялло, директором Христианского Образовательного Центра им. свв. Мефодия и Кирилла, содиректором Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций.

Относительно развернувшейся дискуссии о том, следует ли включать в конституцию Европы пункт о христианских ценностях, инициаторы программы «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» занимают чёткую позицию: основы единства Европы – не столько в политической, сколько в духовно-смысловой сфере. Духовные мосты незримы,  но именно они сводят воедино внешне разрозненные части большого целого, называемого Европой. Столпы моста, совместно устанавливаемые людьми, служат стабильным несущим элементом поддержки всей конструкции. Столпы «Европейских мостов»  христианские ценности, цели и нравственный каркас гуманитарных коммуникаций европейской цивилизации. Программа ориентирована на реализацию прежде всего в христианской среде, поскольку здесь нет повода для политических споров – и, следовательно, для «колебания основ», или опорных столпов. Мост связывает берега, разделённые потоком вод преходящего и случайного. Мосты, построенные людьми, объединяют людей.

Программа «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» видит культурное самоопределение Беларуси как европейского государства в согласовании с общеевропейским контекстом, при сохранении её локальных особенностей. Интеграция в европейское культурное пространство требует универсальных средств коммуникации и диалога, универсальных мостов – ради примирения, сотрудничества, процветания. Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла» призывает строить «Европейские мосты» сразу с двух сторон, навстречу друг другу. Ибо в одиночку не построить мост. Наведение моста предполагает совместные усилия свободного и ненасильственного объединения. Части Европы должны оставаться самими собой, не утрачивая своей культурно-исторической идентичности, и не поглощая друг друга, но взаимообогащая и восполняя.

Через систему мероприятий культурного, научного, межцерковного и даже межрелигиозного характера, программа «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ» призвана содействовать организации взаимодействия и сотрудничества Западной и Восточной Европы и ориентирована на следующие задачи:

  • активизация реального, практического диалога Церкви и общества, при одновременном снижении формализации внутрицерковных коммуникаций;
  • актуализация востребованности различных европейских традиций: духовно-религиозных, культурных, общественно-исторических;
  • создание социальных и институциональных ниш, где взаимодействие областей религии, культуры, искусства будет обеспечено необходимыми ресурсами.

Важнейшей целью программы «ЕВРОПЕЙСКИЕ МОСТЫ», является поиск новых форм возвещения Евангельского благовестия людям, воспитанным в атеистическом обществе, помощь современному человеку в ответе на его духовные запросы, обращение к миру на понятном для него языке.