на фото: Всеправославное совещание. Шамбези, 1968 г. Митр. Никодим (Ротов), митр. Мелитон Халкидонский

IV Всеправославное совещание представителей Поместных православных церквей в рамках подготовки к Великому и Святому Собору, проходило с 8 по 15 июня 1968 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, пригороде Женевы.

IV Всеправославное совещание выработало процедуру подготовки Всеправославного собора. Было принято решение проводить подготовку Собора не Предсобором, как предполагалось, а на Всеправославных предсоборных совещаниях и на предшествующих им Межправославных комиссиях по подготовке «Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви». Кроме того было решено начать развивать богословский диалог с Римско-Католической, Англиканской, Старокатолической, Нехалкидонскими, Лютеранской церквами. Была положительно отмечена деятельность православных церквей во ВСЦ[2].

Совещания имело в своей повестке 3 темы:

  1. «Изучение и составление проекта, определяющего способ подготовки через межправославное сотрудничество дела Святого и Великого Собора, намеревающегося высказаться относительно тем каталога I Всеправославного Совещания».
  2. «Обозрение отмеченного поныне прогресса, как и дальнейшего подобающего действия, относительно вопроса отношений Православной Церкви с Церквами а) Римско-Католической, б) Англиканской, в) Старокатолической, г) Нехалкидонскими, д) Лютеранской».
  3. «Рассмотрение способа более систематического и более полного православного вклада в дело Всемирного Совета Церквей».

Совещание проводило свою работу как на общих заседаниях, так и в подкомиссиях по темам.

Совещание постановило «главной целью и непосредственным стремлением созыв Святого и Великого Собора Святой Православной Церкви Востока». Вместо собрания Предсобора решено было собрать к подготовке этого Собора по стадиям одно за другим Предсоборные Всеправославные Совещания. Было решено учредить Межправославную подготовительную комиссию.

РЕЧЬ МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАДСКОГО И НОВГОРОДСКОГО НИКОДИМА, ГЛАВЫ ДЕЛЕГАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НА IV ВСЕПРАВОСЛАВНОМ СОВЕЩАНИИ В ЖЕНЕВЕ 10 июня 1968 года

Высокопреосвященные архипастырибратья, досточтимое собрание! Ныне Всесвятый и Триединый Бог Господь наш дает нам Свою вели кую милость и радость соединиться в братской встрече на IV Всеправославном Совещании. Как некогда апостолы Христовы в Сионской горнице получили повеление быть Его свидетелями до края земли (Деян., гл. 1) и Божественную власть и благодатную силу для осуществления на земле спасительной миссии, так в наше ответственное время Пастыре начальник Христос вновь собирает нас сегодня в этот пятидесятный день после преславного Своего Воскресения, после праздника Святой Пасхи, чтобы вновь напомнить свои непреложные обетования, чтобы вдохнуть новые благодатные силы в служителей Его Церкви, которые небесную благодать носят в скудельных сосудах плоти своей, чтобы обновить нас силою Духа Святаго, чтобы через нас, Его недостойных рабов, через Церковь Его, которую мы здесь представляем, сотворить всеблагую и совершенную волю Божию. Рассеянная по всему лицу земли Святая Церковь имеет своих чад даже до края земли, и свет Святого Православия светит всем и всюду, где бы ни ступали ноги благовестников Его Божественной любви, проповедующих Евангелие Царствия Божия.

Начиная свои труды в городе, где осуществляет свою миссию семья христианских Церквей — Всемирный Совет Церквей, в том месте, где трудятся представители всемирной семьи народов Организации ОбъединенныхНаций, мы радуемся, что этим усугубляется роль Святой Православной Церкви нашей в современном мире, ибо и ее труды, ее чаяния, ее заботы и стремления будут происходить, можно сказать, воистину перед лицом всего мира, на глазах этих досточтимых собраний. И мы, как бы из новой Сионской горницы, обращаем ко всему миру нашу любовь и наше благословение. Мы представляем здесь Церковь Христову от запада и севера, и моря, и востока, полноту святого нераздельного и вечно живого Православия, сила которого при вспомоществующей деснице Божией всегда заключается в союзе любви и братском единомыслии отдельных его частей, вместе составляющих единый многосоставный организм Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Мы воссылаем благодарение Промыслителю Господу, что Он от конец вселенной собрал нас, пребывающих во взаимной любви и полном общении в молитве и Евхаристии, для братского обмена мнениями по насущным вопросам в жизни Церкви Божией.

Теперь мы коснемся тех вопросов, которые составляют программу нашей работы на этом IV Всеправославном Совещании.

I. Вопрос подготовки Всеправославного Собора имеет исключительно важное значение для всего Православия и для поместных его частей. Ведь именно Поместные Церкви в своих соответствующих конкретных условиях осуществляют апостольскую миссию среди народа Божия. И для того, чтобы подготовка к нашему Собору была достаточной и чтобы она отражала все многообразие точек зрения полноты Православия, необходимо создать всеправославный орган, который из всего многообразия каталога тем для Предсобора, одобренного I Всеправославным Совещанием на острове Родос в 1961 году, избрал бы наиболее значительные проблемы, которые и составили бы повестку дня нашего Всеправославного Собора. Но прежде чем эта повестка дня примет окончательную форму и содержание, результат работы всеправославного органа должен быть разослан Поместным Церквам, и затем Всеправославное Совещание представителей всех Поместных Церквей утвердит вопросы, подлежащие обсуждению Всеправославного Собора. Иная процедура, как мне кажется, невозможна, так как не будет всеправославной, не будет авторитетной, а потому не будет и перспективной. Что касается нашего Московского Патриархата, то он готов к участию во Всеправославном Предсоборе, о чем было решено на острове Родос в 1961 году. После этого Совещания нашим Священным Синодом была образована под председательством нынешнего митрополита Ленинградского и Новгородского комиссия из архиереев, приходских клириков и специалистов богословов для разработки каталога тем, утвержденных на Родосе в 1961 году. Эта комиссия, имевшая много заседаний, 5 июня 1968 года у святых мощей Преподобного Сергия благодарственной молитвой Триединому Богу закончила свою работу, и сейчас нашему Святейшему Патриарху и Священному Синоду мы представляем результат наших трудов, который состоит из докладов на каждую тему родосского каталога тем, причем к каждому докладу приложены конкретные предложения по проектам решений. Поскольку вместо Всеправославного Предсобора, о чем мы говорили на I Всеправославном Родосском Совещании в 1961 году, сейчас высказывается мысль о полезности созыва прямо Всеправославного Собора, без предсоборной промежуточной стадии, каталог тем необходимо пересмотреть, подготовить ясную программу, состоящую из вопросов, имеющих конкретное значение для всей Православной Церкви. А эту работу может хорошо исполнить только всеправославный рабочий орган, результаты работы которого, конечно, будут нуждаться в авторитетном утверждении Всеправославного Совещания, которое, определив повестку дня Всеправославного Собора, вынесет определение и о времени открытия заседаний Всеправославного Собора.

II. О диалоге с РимскоКатолической Церковью. Жизнь показала мудрость решения III Всеправославного Совещания в 1964 году, когда было определено, что каждая Церковь может развивать свои братские взаимоотношения с досточтимой Церковью Древнего Рима, причем ни одна Церковь не имеет права выступать от имени всего Православия без согласия всех. За эти прошедшие годы мы видим, как смягчилась атмосфера во взаимоотношениях многих Поместных Церквей с Римско-Католической Церковью. Мы видим, как ряд Поместных Церквей за это время имели с Римской Церковью братские контакты, наполненные христианской любви. В это же время наблюдаются у некоторых Поместных Церквей и трудности в отношениях с Римско-Католической Церковью. В то же время как в одних местах эти трудности смягчались, в других они обостряются.

Поскольку мы на Всеправославных Совещаниях перед мысленным нашим взором должны иметь все Православие и, по возможности, стремиться сделать максимальное, что зависит от нас для успеха дела Божия, т. е. подлинного и полного единства всех христиан во Христе, то благоразумие, осторожность подхода и медленная поспешность говорят нам, что шаги к вожделенному единству должны быть малыми. Иначе неверный шаг может принести вред, а всякий шаг назад на пути к единству, несомненно, вызовет болезненное чувство в многочисленной христианской семье. А чтобы этого не было,

на данном этапе братских отношений со Святой и досточтимой Церковью древнего Рима необходимо продолжать те взаимоотношения, которые основываются на определении III Родосского Всеправославного Совещания.

Чтобы достичь заново данного нашим Господом единства, необходимы братская любовь и полная искренность. Вместе с тем необходима и благоразумная осторожность, однако не переходящая в страх или боязнь сделать новые шаги на пути к единству. Вместе с тем шаги наши должны быть осмотрительными, чтобы не сделать что-то неправильное, когда последняя бывают горша первых.

III. Диалог с англиканским и старокатолическим исповеданиями должен быть прежде его начатия в смешанных комиссиях, где будут православные и англикане, хорошо подготовлен во всеправославных комиссиях. Начало работ этих комиссий было положено в Белграде в 1966 году. Прошло уже почти два года, а работа комиссий не продвинулась.

Необходимо продолжить работу этих комиссий, в них должно быть деловое руководство, и в данном случае необходимо в богословских комиссиях полагать в основу деятельности не принципы диптиха или протокол чести. Деловые качества и способность принести небольшую пользу церковному делу должны быть решающими при определении руководства комиссиями. Упразднение созданных после 1964 года комиссий и создание новых может повредить престижу нашего Православия, если после четырех прошедших лет комиссии, мало сделавшие, будут заменяться другими, которые неизвестно что еще смогут сделать.

IV. Для достижения единства с нехалкидонскими Церквами и преодоления всего, что разделяет нас с ними, необходимо создать всеправославную комиссию и начать с этими Церквами братский диалог, о чем предлагала делегация Московского Патриархата еще на острове Родос в 1964 году на III Всеправославном Совещании.

V. Нужно создать всеправославную комиссию для изучения всего, что может относиться к диалогу между нашей Православной Церковью и лютеранским исповеданием. Московский Патриархат является в отношениях с лютеранами передовым, так как уже были три встречи богословов — в Арнольдсхайне, Загорске и Хёхсте. Они были весьма полезны и показали, что

православно-лютеранские встречи могут дать многое для укрепления в нас духа единства.

VI. Я согласен с мыслями, которые высказал Высокопреосвященный председатель относительно участия Православных Поместных Церквей в деятельности Всемирного Совета Церквей. На наш взгляд, созрела необходимость возбудить перед Всемирным Советом Церквей вопрос о создании специального органа в рамках департамента «Веры и устройства» для осуществления наиболее полного богословского сотрудничества (в том числе и в отношении подготовки документов) Православных Церквей со Всемирным Советом Церквей.

Поместные же Церкви, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обращаться за этим во Всемирный Совет Церквей через Отдел межцерковной помощи. Участие Православных Церквей во Всемирном Совете Церквей должно быть полным и всесторонним, чтобы мы могли всем нашим неправославным братьям во Христе дать все сокровище древнего и вечно живого Православия. И с этим мы все вполне согласны.

При обсуждении соборным разумом Церкви всех перечисленных вопросов и вообще проблем Святого Православия Всеблагой Утешитель, Дух истины да подаст нам, как это было всегда, везде и во все времена, Свою Божественную помощь и мудрость, чтобы вести на спасительные пажити народ Божий, чтобы Церковь Спасителя мира светила всему миру светом Христовым и просвещала всякого человека, приходящего в мир.

Я приношу вам, возлюбленные братья, представители Святых Божиих Поместных Православных Церквей, братское приветствиецелование и любовь Святой Церкви Московского Патриархата, Предстоятеля нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Священного Синода нашей Церкви, иерархии и всей ее полноты. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Свята го Духа да будет со всеми вами!

(Журнал Московской Патриархии. 1968. № 7. С. 49—55).

Для обслуживания работы Подготовительных комиссий и Предсоборных совещаний Константинопольской Патриархии было поручено учредить в Шамбези секретариат, главой которого определено являться одному из иерархов Константинопольского Патриархата, уполномоченному докладывать Константинопольской Патриархии о результатах заседаний. Делегация Русской Православной Церкви предлагала ввести принцип ротации, то есть поочерёдного назначения Секретарем представителей разных Поместных Церквей, но это предложение не прошло. Рабочими языками Межправославных комиссий и Предсоборных совещаний были избраны греческий, русский и французский.

Совещание определило:

«подготовить посредством вышеуказанных органов по частям темы, записанные в каталоге I Всеправославного Родосского Совещания, после того как будет сделано по каждой из них необходимое соответствующее богословское исследование и проведена предварительная работа»,

при этом из Родосского каталога были выбраны 6 тем, «которые составят предмет особого богословского исследования», к разработке которых приступили Поместные Православные Церкви. Константинпольская Патриархия должна была разрабатывать тему «Источники Божественного Откровения», Болгарская Церковь — «Более полное участие мирян в богослужебной и прочих областях жизни Церкви», Сербская Церковь — «Приведение церковной дисциплины о посте к требованиям современности», Русская и Элладская Церкви — «Препятствия к браку, изучение современной практики Поместных Церквей и их церковного судопроизводства и выработка, по возможности, единообразия вышеуказанной практики для всей Православной Церкви; календарная проблема в свете решений I Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к восстановлению единообразного действия Церквей в этом вопросе», Румынская Церковь — «Икономия в Православной Церкви».

Было решено продолжать контакты между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, и проявления братской любви и взаимного уважения в целях окончательного преодоления существующих затруднений посредством плодотворного богословского, или теоретического диалога.

Специальным Межправославным богословским комиссиям по диалогу с англиканами и старокатоликами было определено «продолжить на основе составленной программы и закончить дело подготовки диалога с православной стороны», а после его завершения начать диалог с соответствующей Англиканской и Старокатолической богословскими комиссиями соответственно.

Для осуществления богословского диалога с нехалкидонскими Церквами Востока было решено образовать для этого Межправославную богословскую комиссию, которая на основе установленной соответствующей программы подготовила бы всё соответствующее для диалога с православной стороны и затем провела его с соответственной общей богословской комиссией всех нехалкидонских Церквей Востока.

ИЗ КОММЮНИКЕ IV ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОВЕЩАНИЯ Женева, 8—15 июня 1968 года:

Это Всеправославное Совещание в качестве своей повестки дня имело следующие темы:

А) Изучение и составление проекта, определяющего способ подготовки через межправославное сотрудничество дела Святого и Великого Собора, намеревающегося высказаться относительно тем каталога I Всеправославного Совещания.

Б) Обозрение отмеченного поныне прогресса, как и дальнейшего подобающего действия, относительно вопроса отношений Православной Церкви с Церквами а) РимскоКатолической, б) Англиканской, в) Старокатолической, г) Нехалкидонскими, д) Лютеранской.

В) Рассмотрение способа более систематического и более полного православного вклада в дело Всемирного Совета Церквей вообще и в особенности ввиду его IV Генеральной Ассамблеи в Упсале. Совещание проводило свою работу как на общих заседаниях, так и в подкомиссиях по темам и единодушно пришло к следующим решениям:

I. Относительно первой темы, то есть Собора.

а) Поставить главной целью и непосредственным стремлением созыв Святого и Великого Собора Святой Православной Церкви Востока;

б) Собрать к подготовке этого Собора, вместо собрания Предсобора, по стадиям одно за другим Предсоборные Всеправославные Совещания;

в) Учредить Межправославную подготовительную комиссию;

г) Вселенской Патриархии учредить канцелярию с центром в его Женевском центре по обслуживанию работы Подготовительной комиссии, Просинодcких Всеправославных Совещаний и всей подготовки Собора;

д) Подготовить посредством вышеуказанных органов по частям темы, записанные в каталоге I Всеправославного Родосского Совещания, после того как будет сделано по каждой из них необходимое соответствующее богословское исследование и проведена предварительная работа;

е) Темы, которые составят предмет особого богословского исследования по Церквам, обработки Межправославной подготовительной комиссией и окончательной подготовки для представления Святому и Великому Собору, должны быть следующие шесть:

1. Источники Божественного Откровения. 2. Более полное участие мирян в богослужебной и других областях жизни Церкви. 3. Приведение церковных постановлений о постах в соответствие с требованиями современности. 4. Препятствия к браку. 5. Календарная проблема. 6. «Икономия» и «акривия» в Православной Церкви.

II. Относительно диалогов.

1. С Римско-Католической Церковью. Было решено:

а) продолжать взаимные, т. е. между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, контакты и проявления братской любви и взаимного уважения в целях окончательного преодоления существующих затруднений посредством плодотворного богословского, или теоретического диалога;

б) рекомендовать Поместным Православным Церквам продолжать дальнейшую систематическую подготовку богословского, или теоретического диалога с Римско-Католической Церковью и

в) вести дело изучения подробностей этого диалога в каждой Православной Церкви наиболее подходящими средствами и методами богословского изучения и продолжать обмен между Церквами результатами их изучений, равно как и всякого рода другой соответствующей информацией.

2. С Англиканской Церковью.

Специальной Межправославной богословской комиссии, как постоянной, продолжить на основе составленной программы и закончить дело подготовки диалога с православной стороны, а после его завершения начать диалог с соответствующей Англиканской богословской комиссией.

3. Со Старокатолической Церковью.

Специальной Межправославной богословской комиссии подобным же образом, как постоянной, продолжать на основании составленной программы и завершить дело подготовки диалога с православной стороны, после же его окончания начать диалог с соответствующей Старокатолической богословской комиссией.

4. С нехалкидонскими Церквами Востока.

а) Осуществить богословский диалог между Православной Церковью и этими Церквами и

б) образовать для этого Межправославную богословскую комиссию, которая на основе установленной соответствующей программы подготовила бы всё соответствующее для сего диалога с православной стороны и затем провела его с соответственной общей богословской комиссией всех нехалкидонских Церквей Востока.

5. С лютеранами.

а) Считается полезным начало взаимных контактов между православными и лютеранами для создания добрых отношений и подготовки таким образом почвы диалога;

б) Полагается, что этот диалог должен проводиться между Право славной Церковью и Всемирной Лютеранской Федерацией, однако считается желательным, чтобы предварительно были изысканы и достигнуты какое-либо согласие и единение друг с другом более крупных и более консервативных протестантских лютеранских объединений;

в) Также считается необходимым, чтобы для подготовки диалога отныне было возложено на особо назначенных православных богословов изучение проблем, которые, вероятно, выявит этот диалог, и

г) Предлагается, чтобы, когда это будет выполнено, была образована специальная Межправославная богословская комиссия, которая подготовила бы в деталях и в свое время проводила диалог.

III. Относительно участия Православия в работе Всемирного Совета Церквей.

а) Выразить общее сознание Православной Церкви, что она является органическим членом Всемирного Совета Церквей, и твердое ее решение, чтобы всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, богословскими и иными, внести свой вклад в прогресс всего дела Всемирного Совета Церквей;

б) Потребовать для этого принятие определенных мер как со стороны Поместных Православных Церквей, так и со стороны Всемирного Совета Церквей. Одновременно Совещание, отражая серьезное отношение всей Православной Церкви к делу в недалеком будущем собирающейся в Упсале IV Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, изучило способ, благодаря которому будет более полным православный вклад на этой Ассамблее.

Участники

Константинопольская православная церковь
  • митрополит Халкидонский Мелитон (Хадзис)
  • митрополит Мирский Хризостом (Константинидис)
  • архонт великий протонотариос Эммануил Фотиадис, профессор;
Александрийская православная церковь
  • митрополиты Нубийский и Птолемаидский Синесий (Ласкаридис),
  • митрополит Центральной Африки Киприан (Пападопулос)
  • митрополит Аккрский Евстафий (Эфстафиу);
Антиохийская православная церковь
  • митрополит Халепский Илия (Муауад)
  • митрополит Бразильский Игнатий (Ферзли),
  • митрополит Толедо-Огайоский Михаил (Шахин);
Иерусалимская православная церковь
  • архиепископ Филадельфийский Епифаний (Папавасилиу)
  • профессор Панайотис Трембелас;
Русская православная церковь
Сербская православная церковь
  • епископ Жичский Василий (Костич)
  • профессор Стоян Гошевич;
Румынская православная церковь
  • митрополит Молдовский Иустин (Моисеску)
  • епископ Тырговиштский Анфим (Ника)
  • профессор Ливиу Стан;
Болгарская православная церковь
  • митрополиты Сливенский Никодим (Пиперов)
  • митрополит Ловчанский Максим (Минков);
Кипрская православная церковь
  • митрополит Пафский Геннадий (Махериотис)
  • архимандрит Хрисанф (Сарияннис);
Элладская православная церковь
  • митрополит Ксанфский Антоний (Клаудатос)
  • профессор Иоанн Кармирис
  • Евангелос Феодору;
Польская православная церковь
  • епископ Белостокский и Гданьский Никанор (Неслуховский)
  • протоиерей Георгий Клингер;
Православная церкви в Финляндии (Константинопольский Патриархат)
  • архимандрит Иоанн (Ринне).